Два аспекта способности к восприятию Божественного.

Raudri Vidyadhari

 

Мистерия нисхождения в материю Божественного Осознания запечатлена в разуме индивидуума, в самом строении головного мозга. Это в свою очередь выражено в микроциклах нейро-физиологических процессов мышления, протекающих каждое мгновение жизни личности от момента рождения до биологической смерти, и макроциклах, где индивидуум выступает как носитель и проявитель общечеловеческого опыта и связанной с ним трансформации Осознания. Микроциклы сопряжены с процессами личностных интерпретаций, проходящих в коре больших полушарий. Макроцикл связан с функционированием древних участков головного мозга - это самые глубинны человеческой психики, источники основных инстинктов, рефлексов, принципов осознания себя, откуда берут начало идеи относительно самого сокровенного и основополагающего – жизни и смерти, опасности и защищенности, воспроизводства, саморазрушения, возвышения, развития, богопочитания, падения, греховности, наказания, тайных желаний и страхов; это архетип Матери, на котором зиждятся стереотипы восприятия окружающего мира и себя, мышления, поведения, нечто универсальное и стоящее вне культурно – исторических, расовых и половых отличий. Тантра, определяя всё сущее как формы проявления Божественного Осознания при Его одномоментной Бесформенности и Неизменности, рассматривает разум индивидуума как носитель Божественного Осознания, как само Божественное Осознание, скованное по собственному желанию материей, и как инструмент Освобождения Осознания из пут материи. Работая с разумом как с инструментом, Тантра воздействует через личностное на архетип Матери, вызывая возвратный поток импульсов. Т.е. этапы правритти можно рассматривать как код, поэтапной расшифровкой которого является нивритти. Ключом здесь выступают определённые сочетания звуков, цветов, запахов, смысловых образов и ритма дыхания. Часть сигналов работает на уровне древних участков мозга, часть на уровне коры. Таковы два основных типа инструментов Божественного Сознания, непрерывно пульсирующего между Своими крайними проявлениями, использующихся в процессе порождения комбинаций форм восприятия Сознанием Своей бесконечности Своей ограниченностью.

Кто - то “прикололся” ещё на “Капале”, что в современном варианте Кали должна держать в руках автомат, гранатомёт, морской кортик, баллистическую ракету, восседать на танке и т.д. А ведь это действительно интересный вопрос, на какого человека было рассчитано воздействие мурти – что там направлено на универсальное коллективное бессознательное, а что на конкретный культурно – исторический контекст. Сочетание цветов воздействует непосредственно на физиологию, минуя осмысление. А вот что касается оружия – что принципиально, мысль о том, что оно несет смерть, или его изогнутая, например, форма? А может быть, и то и другое в комплексе?

В научной литературе описан следующий эксперимент. Две группы новорожденных слепых котят поместили в две комнаты; в отделке одной присутствовали только горизонтальные линии, в отделке другой – только вертикальные. С самого рождения котята не видели ничего, кроме соответствовавших их комнате линий. Через несколько недель проверили их способность к восприятию информации – котята из “горизонтальной” комнаты могли реагировать исключительно на горизонтальные формы, для них не существовало никаких иных, ни вертикальных, ни диагональных; котята из “вертикальной” комнаты видели только вертикальное.

То, что с рождения видит индус и что впечатывается в его подсознание, сильно отличается от того, что впитывает в себя человек, скажем, в русской глубинке. Уважаемый Садашивачарья в свое время уделил большое внимание изучению вопроса о возможности трансплантации традиционной индийской религии на русскую почву. И пришел к тому, что европейцу для того, чтобы “жить в индуизме”, нужно коренным образом менять свое восприятие реальности. То, что воздействует на уровне коллективного бессознательного, и индуса, и русского одинаково “включит”. А вот что касается интерпретации включившихся архетипических символов – тут мы разные, мы выросли на разных сказках, системах ценностей, и у нас разные языки. Например, если в родном языке чаще звучат гласные звуки, то доминирует правое “образное” полушарие, если согласные, то левое “логическое”. Важно понимать принципы построения графических, звуковых и т.д. кодов, чтобы уметь ими пользоваться с учетом своей исконной среды – что-то универсально, а что-то требует подстройки.

Это культурно - исторический срез проблемы, связанный с особенностями интерпретаций, т.е. деятельности коры головного мозга. Более глубокий пласт - архетипический. По какому алгоритму из полного набора Всего-Что-Только-Может-Быть в бессознательном человечества в определенные эпохи активизируются конкретные наборы импульсов?

Сознание подобно лабиринту : масса коридоров, ведущих в никуда – сансара, последовательность поворотов, выводящая к цели – нивритти. Мне кажется, что периодически этот лабиринт меняется, и методы достижения освобождения, действовавшие ранее, перестают приводить к должному результату. Возможно Священные Тантры не противоречат друг другу, они просто описывают разные лабиринты. Я думаю, что существуют не разрозненные случайные картинки, а системы форм Божественного, в которые Оно воплощается в Своем нисхождении, и что периодически эти системы сменяют одна другую, подчиняясь определенному циклу. Говоря в терминах тантризма, нет ничего, кроме Майтхуны, постоянной любовной игры Махакалы и Махакали, которая выражается в непрерывном процессе циркуляции энергии между двух потоков – Правритти и Нивритти. Все, что рождено, в том числе любая религия - Рудраизм, Ведизм, Иудаизм, Мусульманство, Христианство со своими именами Божественного, символикой, ритуалами, системами ценностей, практиками и т.д. – являются формами проявления этой игры и ее цикличности.

Возможно, живущие сейчас подобны тем котятам, которые не в состоянии воспринимать определенные формы, поскольку аналогий пока нет. Но зато сквозь них проходят прямиком в коллективное бессознательное мощные потоки энергии, несущие в себе новые облики Божественного, и , накапливаясь, начинают воздействовать на глубинный и основополагающий архетип Матери, запуская из недр древнего мозга определенный механизм. И потихоньку начинают сочиться наверх, сквозь личностное, в виде снов, галлюцинаций и в медитациях образы Древних Богов, которые возвращаются в новом виде. Каким Божественному угодно предстать перед человечеством, как должно быть выражено поклонение? Что из того, что мы готовы сейчас воспринять, станет основой, а что в нашем сознании будет трансформировано?

На главную