Принципы проявления Осознания.

Raudri Vidyadhari

 

Любая форма, как результат реализации желания Божественного, содержит в себе как Полноту и Пустоту Изначального, так и ограниченность и конечность явленного и названного. Если только Сознание не находится в Своей абсолютно недифференцированной форме, всегда присутствует двойственность как отражение мистерии проявления Божественного – “Божественное в Я”, и “Я в Божественном”.

“Бог в я” – это правритти, принцип развёртывания реальности, нисхождения Божественного из своего недифференцированного состояния в проявленное. “Я в Боге” – это возвратный поток, нивритти, поэтапное высвобождение скованного ограничениями Осознания. Абсолют то добровольно погружается в материю и как бы забывается, то постепенно вспоминает о своей истинной природе, сплавляя все свои многочисленные формы в одно всеобъемлющее Сознание. Такая его лила. Считается, что у этой лилы нет ни начала ни конца, как и у Него Самого. Эта глобальная мистерия “развёртывания-свертывания” имеет проекции, формы реализации на каждом из уровней Его проявленности, и каждая из форм несёт в себе отпечаток изначальной Идеи, Образа пребывания Осознания в самом себе во всех Его проявлениях. Феномен образа – это принцип осознания, связующее звено между трансцендентным и имманентным состоянием Божественного и основной инструмент Его работы над собой. Этот принцип реализуется одновременно и как протоформа всего сущего и неявленного, и как способность энергии к саморазвертыванию, самосборке. Т.е. подобное притягивает подобное и как бы само нанизывается на некий внутренний стержень, всегда представленный во Вселенной. Этот стержень, Изначальная Идея, образ, пронизывает собой и таким образом связывает всё, все аспекты бытия Брахмана, начиная Его Беспредельностью и заканчивая Бесконечностью Его всевозможных локальных форм. Таинство таинств -алхимические события, позволяющие сплавлять энергию внутри себя, поворачивать ее вспять, когда правритти становится нивритти, Махамайя - Махавидьей, что, собственно, и является духовным путем - всегда проходит под контролем этого принципа, и благодаря тому, что он заложен в самом естестве Божественного осознания. Ваджра, одним концом уходящая в Бесформенное, а другим погруженная в проявленное, является путеводной ниточкой, ощутив которую можно продвигаться сквозь ограничивающие оболочки вглубь самого себя и, значит, вглубь Самого Брахмана. Так работает принцип подобия макрокосма и микрокосма. Т.е. будучи вибрацией, Образ как принцип может быть воспринят и как форма - Тем, что из Единого вычленилось в Атма-Буддхи-Манас –Ахамкару и что само обладает способностью как создавать и разрушать формы, играя с ними, как с морскими камушками, так и сплавлять их, используя трансформированную энергию на построение Тела Духа. Думаю, этот термин по сути своей соответствует тантрическому “Тело Кулы”. Ключевым моментом проявления принципа Образа является сплавление идей – субстанции, доступной человеческому восприятию – в непосредственное переживание, в духовный опыт. Вот это и есть шаги к Единению на пути Джняны. Это выходит за рамки компетенции ментала, он используется лишь как инструмент, и это то, что нужно пережить как уникальное для каждого человека состояние Духа.

Позволю себе привести эпизод из реальной жизни, который оказал на меня сильное влияние. В классе шестом на уроке ботаники у нас была лабораторная работа. Нужно было посмотреть под микроскопом клетки лука, и все сводилось к тому, чтобы поймать зеркальцем микроскопа луч света и сфокусировать его на препарат. В самом начале преподаватель предупреждала нас: “Все делают одну и ту же ошибку – принимают серое пятно за пучок света. Только ярко подсвеченный препарат будет означать, что вы все сделали правильно”. Я “прониклась” предупреждением и уверовала в то, что я непременно избегу этой ошибки, раз я о ней предупреждена – ведь я же знаю о ней! Пока я крутила зеркальце туда-сюда, из-за туч вышло солнце, кабинет осветился, и мой препарат, естественно, тоже стал ярче. “Вот оно! – решила я. –Конечно же, это именно тот свет, который я и должна была увидеть”. В нетерпении я стала призывать учительницу, чтобы она оценила мои достижения. Пока она подходила ко мне, солнце снова зашло за тучи, и, конечно же, она увидела то самое серое пятно, о котором предупреждала, и о котором я постоянно помнила, будучи совершенно уверенной, что это свет и есть. Она покачала головой и навела зеркальце. Я взглянула в окуляр – яркий, сияющий золотистый свет, совсем не то, что ожидала увидеть! Я была просто ошеломлена, потрясена до глубины души – не самим светом, а тем, насколько сильно он отличался от моих первоначальных представлений о нем. В тот момент я пережила, прочувствовала всем своим существом, что такое разница между теоретическим знанием о чем-либо и непосредственным знанием чего-либо. Наверное, подобный опыт – это начало различения. Есть восточная притча о том, как слепому пытались объяснить, какой он, белый цвет. “Он белый, как молоко”. “Такой же вкусный?”. “Нет, белый, как снег”. “Такой же прохладный?” и т.д. О проявлениях Божественного Осознания можно говорить сколь угодно долго, все мои статьи как раз об этом, но пока это не пережито, слова так словами и остаются. Т.е. дальше я хочу попробовать описать некоторые образы, каждый из которых сам по себе – алхимическая практика. Ментал при этом пусть трудится во благо и не пытается присвоить себе то, что ему не принадлежит и недоступно.

Божественная лила “проявление – растворение” на одном из уровней может чувствоваться как противоположно направленные потоки “вниз – вверх”. Золотое правило: попадаешь не в сторону направления течения, а туда, где источник, его порождающий. Если хочешь посетить “нижние” миры, отождествись с восходящим потоком. Каждый из потоков обладает трансформационными свойствами и разрушает материю (физическое тело), высвобождая энергию и переводя ее в другое “агрегатное” состояние. На какой из них опираешься, к тому и приходишь. “Сырой”, “невозожженный” восходящий поток быстро лишает жизненной силы. Нетрансформированный нисходящий – сжигает тело (не в лучшем смысле этого слова). Один из потоков выполняет функцию определяющего – это образ Божественного, который используется как направление духовного пути; другой - как строительный материал. Посредством служения энергия может перекачиваться как в асурические миры, так и обратно, в сторону нисходящего потока.

Если погрузиться глубже, то эта цикличность начинает восприниматься как вибрации чакр, некий ритм. Само понятие потока меняется: ничто никуда не течет, нет ни верха, ни низа, ни “права”, ни “лева”. Остается образ течения как инструмент регулирования вибраций. Дальше – еще менее очевидные процессы. Вибрации чакр разлагаются на спектр. Затем нужно вычленить направляющие вибрации – это будет осознаваться как погружение и ощущаться как расширение. Образ – сплавление энергии одного потока посредством другого в эликсир. То, что получается в результате сплавления, особая энергия, специфическая вибрация, или состояние сознания, позволяет “работать” с материей определенным образом. Образ – спрут, щупальцы которого продеты сквозь отверстия в горизонтальной перегородке; смотришь ниже перегородки – отдельные независимые единицы, живущие своей собственной жизнью; поднимаешься выше – понимаешь, что это один спрут и его многочисленные конечности. Поднимаешься по “своей” щупальце к голове, “спускаешься” по другой щупальце – так оказываешься в теле другого человека, при этом сохраняя связь и со своим, разумеется. Еще одно золотое правило: можно сделать только то, что можно сделать. Только Шива свободен от уз кармы, и пока не достигнут соответствующий уровень, каждое действие влечет за собой последствия. Причем чем выше квалификация действующего, тем они серьезней. Работая со своим телом, нужно трансформировать его с тем, чтобы оно становилось очищенней и устойчивей к воздействию “жестких” энергий. Посредством подобных процессов при работе со своим телом и телами учеников Гуру строит Тело Кулы.

Материя – результат работы Осознания в виде энергии пространства и времени – является самой сконцентрированной его формой (потенциал для нивритти). С этой точки зрения нивритти – это процесс последовательного перевода энергии из плотной в более “легкую”, “разогнанную” форму. Так Дух, поглощенный материей, сам начинает поглощать материю, сплавляя ее в себе как в горниле. Можно назвать это техникой возжигания.

Духовная практика пути Джняны – это постоянный пеленг: определенные вибрации принимаются за камертон (вера), все остальное сопоставляется с ними. Быстрый, но очень неоднозначный и неочевидный путь.

На главную