Принципы тантрической космогонии.

Гирлянда букв: речь, созидающая вселенную. Глава 10. Таттвы

Артур Авалон 

(сэр Джон Вудрофф)


Содержание

Введение   Перейти  
Глава 1. Вак, или Речь (Слово)   Перейти
Глава 2. Артха, пратьяя и шабда   Перейти
Глава 3. Ашабда и парашабда  Перейти
Глава 4. Парашабда, причинная шабда   Перейти
Глава 5. Шакти как "напряжение"   Перейти
Глава 6. Вечность шабда   Перейти
Глава 7. Шабда как язык   Перейти
Глава 8. Природное имя   Перейти
Глава 9. Ведическое шабда   Перейти
Глава 10. Таттвы   Перейти
Глава 11. Шакти - созидательная потенция   Перейти
Глава 12. Нада - первый момент творения   Перейти
Глава 13. Бинду как потенция созидания   Перейти
Глава 14. Майя-таттва   Перейти
Глава 15. Канчука   Перейти
Глава 16. Хамса   Перейти
Глава 17. Камакалаа   Перейти
Глава 18. Грубые таттвы и их владыки   Перейти
Глава 19. Причинные шакти пранавы   Перейти
Глава 20. Калаа   Перейти
Глава 21. Гирлянда букв, или Варнамала   Перейти
Глава 22. ОМ   Перейти
Глава 23. Ожерелье Кали   Перейти
Глава 24. Дхвани   Перейти
Глава 25. Солнце, луна и огонь   Перейти
Глава 26. Биджа-мантра   Перейти
Глава 27. Шададхва   Перейти
Глава 28. Мантра-садхана   Перейти
Глава 29. Гаятри-мантра   Перейти
Глава 30. Гаятри-мантра как пример логического рассуждения   Перейти
Атма-садхана   Перейти

Глава10 Таттвы

 Знание «Мантра-шастры» предполагает понимание тридцати шести шива-шакта-таттв. Так, говорится, что шакти находится в шакти-таттве (śakti-tattva), нада - в садакхья-таттве (sadākhya-tattva), и бинду - в ишвара-таттве (Iśvara-tattva). Что же представляют собой эти таттвы, о которых идет речь в шайва и шакта-тантрах? Пока это не будет понято, вряд ли стоит ожидать какого-либо прогресса в познании науки Мантры. 
Шайва-шакта-шастры переживание также как и шакти называют вимаршей. Переживание имеет два элемента - «Я» (ахам, aham) и «Это» (идам, idam), субъективно-познающий (гра-хака, grāhaka) и объективно-познаваемый (грахья, grāhya) аспекты Самости. Но здесь необходимо помнить, что объект есть ничто иное, как единая Самость, проявляющаяся через майю в виде не-самости для самого себя как субъекта. И в своей основе переживаемое есть ничто иное, как переживающий, хотя этот момент не осознается до тех пор, пока оковы майи, заставляющие субъект и объект проявляться как различные, не ослабеют. Позиция «Я» для переживания (vimarśa) - это когда Самость покоится в своем собственном свете, не обращаясь к «другому» (аnаnyonmukhah aham-pratyayah); переживание же, обращенное к другому, называется «идам» (yastu anyonmukhah sa idam iti pratyaya). Но это «другое» может быть лишь самостью, поскольку на самом деле это есть ничто иное, как единая Самость. Но оно переживается иначе. В высшем состоянии «идам» находится в неразрывном союзе с «ахам». В чистом переживании в промежутке между высшим состоянием и майей «другое» узнается как аспект Самости. В нечистом же восприятии объект, управляемый майей, проявляется как отличный от ограниченной Самости. 
Следует также заметить, что переживание имеет два полюса: совершенное переживание совершенного универсума и ограниченное переживание трех миров перерождения. Между этими двумя крайностями имеются промежуточные переживания, посредством которых единое, чистое сознание и вовлекается в материю. 
Герметическое правило гласит: «Как вверху - так и внизу». И точно также в «Вишвасара-тантре» сказано: «Что здесь - то и там; чего здесь нет - нет нигде» (Yad ihāsti tadanyatra, yan nehāsti na tat kvacit). В доктрине шайвы говорится следущее: «То, что проявляется извне, проявляется так, поскольку существует внутри» (Vartamānāvabhāsānām bhāvānām avabhāsanam antahsthitavatām eva ghatate bahirātmanā). Манифестация тех вещей, которые ныне присутствуют, происходит в форме внешних объектов, которые изначально существуют внутри. И поэтому то, что существует в нашем переживании, развертываясь из Высшего, также существует в Высшем переживании, хотя и в ином виде. Высшее переживание, называемое «парасамвит» (parāsamvit), не просто абстрактное и безобъектное познание (джняна, jñāna). Оно представляет собой единство, нераздельную целостность «Я» и «Это», то есть Шивы и высшей, непроявленной Шакти. Первое - это светоносный аспект знания (пракаша, prakāśā), а второе - аспект осознавания (вимарша, vimarśa). На уровне парасамвит они составляют нераздельное единство. Высшее переживание характеризуется непосредственностью. Это блаженство (ананда), определяемое как «пребывание в Самости» (сварупавишранти, svarūpaviśranti). В мире майика (māyika) Самость соотносится с тем, что принимается за не-самость. Но в высшей реальности универсум как объект переживания Шивы является совершенным универсумом, т.е. высшей Шакти, которая по своей сути есть другой аспект Шивы (высшего сознания). В «Параправешике» она получает чудесное имя - «Сердце высочайшего Владыки (hṛdayam parameśituh)». Для познающего на уровне mayika (māyā pramātṛ) универсум видится им как проявленный мир объектов, отличный от него самого. Высшие Шива и Шакти пребывают во взаимных объятиях и любви. «Блаженство есть высшая любовь (niratiśayapremāspadatvaṁ ānandatvaṁ)». Высшее состояние в «Брихадараньяка-упанишаде» описывается следующим образом: «Оно было определенно как мужчина и женщина, находящиеся в объятиях (sā ha etāvān āsa yathā stripumāmsau sampariṣvaktau)». Здесь нет ни внешнего, ни внутреннего, все мысли о любящем, любви и любимом растворены в радости блаженного единения. Такое переживание вне времени и пространства характеризуется полнотой, оно всезнающее и всемогущее. Это состояние Шивы без калаа (niṣkalā) - Парамашива. Это парасамвит, находящееся за пределами всех таттв (tattva-tītā). Как совершенный универсум, оно называется пара-нада (высший Звук) или паравак (высшая Речь). Парамашива -переживание совершенного универсума, то есть паранады (амар-ша паранада-гарбха, amarṣa parānāda-garbhah). Такой универсум есть чистая шакти, пребывающая в своей собственной форме (шакти-сварупа, śakti-svarupa). 
Наше мирское переживание (восприятие) является зеркальным отображением всего, что видно в причинных водах майи. Майя-шакти - это обнаружение (постижение) различия (бхеда-буддхи, bheda-buddhi), формирующее пурушу, который является субъектом, наблюдателем, видящим универсум как множество объектов, постигаемых находящимися вовне и отдельно от него. В мире mayika каждая самость исключает все остальные. В Высшем же переживании имеется лишь одна воспринимающая себя Самость. Пуруша - это сознание, субъект по отношению к майе и 5 канчука (kañcuka), которые являются ограничивающими силами, сужающими естественные совершенства Самости. Совершенное состояние не имеет формы, тогда как мирское состояние -имеет. Первое - всепронизывающее, вне времени и пространства, второе же - нечто противоположное. Время (кала, kāla) производит ограничения времени. Необходимость (ограничение) (нияти, niyati) разрушает независимость (svatantratā), управляя пурушей относительно того, что он должен или не должен делать в любой данный момент времени. Высшее переживание полно и ни в чем не нуждается (пурна, рūrṇа). Рага-канчука формирует интерес к объектам, как к чему-то отдельному от Самости и поэтому желанному. Всеведение (сарваджната, sarvajñata) и всемогущество (сарвакартрита, sarvakartṛta) высшего Шивы ограничивается через действие vidya 11 и kala 12, и пуруша становится «малым познающим» и «малым действующим».
Далее рассмотрим, как с помощью промежуточных таттв можно описать процесс возникновения несовершенного мирского переживания (восприятия) из созидательного аспекта совершенного переживания. Шива обладает двумя аспектами, в одном из которых он находится за пределами всего и трансцендентен, в другом же он креативен и имманентен. Созидательный аспект (сакала, sakala) высшего Шивы (нишкала-парамашива, niṣkala-paramaśiva) называется «шива-таттва», а его Шакти называется «унмани» (unmanī). В результате деятельности в созидательном аспекте Шива становится своим собственным объектом, манифестирующимся универсумом. Ведь на самом деле нет ничего, кроме Парамашивы. Шива-таттва - первое созидательное движение (импульс) (прахама-спанда, prathama spanda) неподвижного Парамашивы. Шакти-таттва - лишь отрицательный аспект шива-таттвы. Функционирование шакти заключается в отрицании (niṣedhavayāpārūpā śaktih)13. Она та, которая является сознанием, отрицающим самого себя, т.е. она лишает переживание элемента объективности, который сам по себе есть Парашакти. И в результате остается лишь другая сторона переживания, являющаяся пракашаматра (prakāśamātra), т.е. то, что мы должны называть «Я-аспектом» (ахам) переживания, что в своей полноте обычно рассматривается как состоящее из «Я» и «Это». Поскольку в переживании на уровне шива-таттвы нет никакого следа (отпечатка) объективности, будь то объективность латентная или  проявленная как существование на высшем или других уровнях, а также выводимая из переживания, шива-таттва называется «совершенно пустой» (шуньятишунья,śūnyātiśūnya). Это переживание, в котором Самость не обращается ни к чему иному (аnаnyonmukhah ahampratyayah)14. Так называемое объективное содержание сознания - всего лишь отрицание. Это шунья, поскольку пусто от объективного содержания. О шакти-таттве также говорят как о Воле (icchā) Шивы, которая еще не проявилась и не отделена от него самого (santatasamavāyinī).
Подобное описание деятельности шакти, объясняющее то, каким образом высшее единое переживание является источником двойственн
Такого переживания, - крайне тонкое. Переживание, а также стадии его развития, могут быть произведены в силу установления аспекта, в котором происходит разделение изначально недвойственного познания. Это осуществляется посредством первого отделения (отхода) от совершенного переживания объекта, или совершенного универсума (пара-шакти, napa-нада), в результате чего остается лишь субъективность. Для этой разъединенной с объектом субъективности универсум снова постепенно раскрывается вначале как непроявленная, а затем (через майю) как проявленная шакти. В парасамвит «Я» и «Это» существуют как единое и нераздельное целое. А в шива-таттве, в силу деятельности связанной с ней шакти-таттвы, «Это» отделяется от переживания, так что остается лишь «Я-переживание» (ахам-вимарша, aham-vimarśa). Для него «Это», или универсум, снова постепенно представляется, но уже в условиях, когда больше нет нераздельного единства «Я» и «Это», но есть «Я-Это», в котором эти два, хотя и разделенные, всё же являются частями Самости. Последняя же, в конце концов, посредством майя-шакти становится «Я» и «Это», когда первое и второе отделяются друг от друга. Как этот процесс происходит, объясняется в описании остальных таттв. Шива-шакти-таттва - не эманация, поскольку она  всегда остается той же и в созидании (развертывании), и в разложении (свертывании). Это семя и лоно всей вселенной.
Первая манифестация (абхаса, ābhāsa) сознания называется «садакхья» (sadākhya), или «садашива-таттва» (sadāśiva-tattva). Здесь предполагается, что причина всегда остается той же, хотя и проявляется по-разному как результат. Высшее переживание неизменно остается тем же, несмотря на то, что в своем созидательном аспекте оно порождает универсум. Эта манифестация (абхаса) подобна трансформации (вивартта, vivartta) майя-вады, и разница между ними состоит в том, что в первом случае результат реален, хотя, по мнению Шанкары, результат нереален. Разница здесь опять же зависит от определения «реальности».
Реальное развитие (паринама, pariṇāma), в котором при трансформации одной вещи в другую она перестает быть тем, чем была, имеет место только в составных производных сущностях материального мира.
В садашива-таттве зарождается первая субъективная формация идей. Это называется «нимеша» (nimeṣa), или закрытие глаз, в противоположность «унмеша» (unmeṣa), или открытию глаз следующей стадии переживания. В первом случае универсум как шакти видится неотчетливо. Самость смутно переживает себя как объект. Это первая ступень в эволюции (развертывании), и последняя в инволюции (свертывании).
Унмеша - явственный расцвет (sphutatvam) и процесс выхода вовне (экстернализация) (bāhyatvam) универсума. «Это» смутно воспринимается «Я» как часть одной Самости. Таким образом, упор делается на том аспекте переживания, который связан с «Я». Традиционно Садашива, кого вайшнавы называют Махавишну, а буддисты Авалокитешварой, т.е. охватывающим все миры своим состраданием, считается источником, из которого появляется аватара. Именно в этой таттве находится то, что в мантра-шастре называется нада-шакти.
Третий уровень развития сознания, сопровождающийся его экстернализацией, - это ишвара-таттва (iśvara-tattva), где уни версум (идам, Это) переживается «Я» отчетливо, но всё еще как часть одной Самости. Тогда как на предыдущей стадии упор делался на «Я», здесь преобладает «Это». В мантра-шастре эта таттва называется «бинду» (bindu), поскольку сознание здесь полностью отождествляется с универсумом как с непроявленным «Это», и таким образом субъективирует его, а также становится вместе с ним точкой (бинду) сознания. Так, например, в нашем мире ум полностью субъективируется и существует для каждого из нас как математическая точка, тогда как тело в той мере, в которой оно не субъективировано, проявляется как объект, или протяженная вещь.
Четвертая таттва известна как видья, садвидья, или шуддхавидья (vidyā, sadvidyā, или śuddhavidyā). В переживании этой стадии упор одинаково делается как на «Я», так и на «Это» (sāmānādhikaraṇya). В шива-таттве преобладает «Я-пережива-ние» (aham-vimarśa); в садашива-таттве - «Я-Это-переживание» (aham-idam-vimarśa); в ишвара-таттве - «Это-Я переживание» (idam-aham-vimarśa). В каждом случае упор делается на первый элемент. В видья-таттве имеется равенство всех элементов переживания, которое представляет собой подлинную связь «Я» и «Это», происходящую из синтеза (самигамана, saṁgamana) этих двух на общей основе (адхикарана, adhikaraṇa), а не на двух разных основах, как в случае с переживанием под воздействием майи (майяпраматри, māyāpramātṛ). Так устраняется двойственность, которая существует в последнем переживании.
Благодаря равенству «Я» и «Это» переживание находится в состоянии готовности перехода на следующий уровень, где эти два отделяются друг от друга. Садвидья, будучи промежуточной стадией между чистым (шуддха, śuddha) и нечистым (ашуддха, aśuddha) творениями, называется «парапарадаса» (parāparadasā). О данной стадии также говорится как о переживании различия в форме мантры (bhedābheda-vimarśanātmaka-mantrarūpa). Это именно переживание различия, поскольку «Это» отделяется от «Я». И это же одновременно переживание не-различия, поскольку они всё еще рассматриваются как части одной Самости. Данное переживание сравнимо с переживанием Ишвары двайтавадинов, которые рассматривают универсум как отличный от Него самого, и одновременно как часть, имеющую связь с Ним. «Всё это есть моя манифестация» (sarvo mamāyam vibhavah). Считается, что данное переживание имеет природу мантры, поскольку здесь мы находимся в области чистого духовного мышления. Однако, здесь всё еще нет той объективной манифестации, какая имеется в нашем обычном мире. Принято считать, что ниже этой тат-твы формируются восемь пудгала, т.е. дживы в форме знания (виджняна-рупа, vijñāna-rūpa), а затем семьдесят миллионов мантр и их мандал.
В этой точке в действие вступает майя-шакти, которая разделяет ахам и идам, а также канчука (ограничения природного совершенства сознания), делает его (сознание) субъектом времени и пространства, рождения и смерти, ограничений и желания объектов, которые теперь представляются сознанию как индивидуумы и вещи, отличающиеся от него самого. Это и есть пуруша-пракрити-таттва. Пуруша же в философии шайва-шакта есть атма, или джива, субъект майи и канчука, которые являются ограничивающими силами, под воздействием которых Самость (чистое сознание) теряет свое природное совершенство.
Пракрити есть шанта-шакти (śantā-śakti) Шивы в ограниченной форме, существующей как равновесие гун, которые представляют из себя грубую форму сил (шакти), воли (иччха), действия (крия) и знания (джняна). Все вещи существуют в Той, что является природой ощущения в однородной массе. Пуруша - это наслаждающийся (бхокта, bhoktā), а пракрити - то, чем наслаждаются (бхогья, bhogyā). Второе - прежде всего чистая объективность, видимая как отличная от переживающей Самости пуруши. Затем пракрити разделяется на таттвы ума (antahkaraṇa), ощущения (indriya) и материи (bhūta), образующие наш универсум. Пуруша не просто человек или какое-то животное. Каждая отдельная вещь во вселенной есть пуруша. Таким образом, атом песчинки также пуруша, или сознание, отождествляющее себя с твердостью (притхиви, pṛthivī) и проявляющее свое ограниченное сознание в виде памяти атома, или как-то по-другому. То, о чем сознание думает, отождествляет его с объектом мышления и фактически делает его им.
Подытожим. Высшее переживание (парасамвит) обладает созидательным аспектом (шива-шакти-таттва), который есть сознание «Я» (ахам-вимарша), постепенно переживающее универсум (идам) как часть самого себя, вначале смутно и с преобладанием аспекта «Я», затем более отчетливо с преобладанием аспекта «Это», и, наконец, как равенство (равноправие) «Я и Это», готовое разделиться посредством майи на две части. В результате разделения возникает дихотомия субъекта и объекта, хотя, на самом деле, объект есть ничто иное, как Самость, предстающая перед собою же в качестве своего собственного объекта. И, наконец, шакти в виде пракрити разделяется на множество существ, которые образуют всю эту вселенную. Однако, всё это время существует лишь Шива либо в форме высшего переживания, либо в виде сознания, воплощенного в плотную материю. Шакти, нада и бинду я уже описал в предыдущих работах. Здесь же мы их рассмотрим с точки зрения мантра-шастры, где говорится о происхождении шабда (звука), и где они представлены как шакти-таттва, садакхья-таттва и ишвара-таттва. 
С таттвами связаны kalās. Это формы активности (крия) таттв в виде шакти. Таким образом созидание (sṛṣṭi) есть ка-лаа Брахмы. Сохранение (pālana) - это калаа Вишну, а смерть (mṛtyu) - калаа Рудры. Однако соответствия калаа не всегда так легко увидеть, как в этом примере. В шакта-тантрах говорится о 94 калаа, а именно: 19 калаа Садашивы, 6 Ишвары, 11 Рудры, 10 Вишну, 10 Брахмы, 10 огня, 12 солнца и 16 луны.
В соответствии с «Субхагья-ратнакара» 19 калаа Садашивы, это: Nivṛtti, Pratiṣṭhā, Vidyā, śanti, Indhikā, Dīpikā, Recikā, Mocikā, Parā, Sukṣmāmṛtā, Jñānāmṛta, Amṛtā, Apyāyan, Vyāpinī, Vyomarūpā, Mūlavidyā, Mantrakalā, Mahāmantrakala, Jyotiṣkalā.
6 калаа Ишвары, это: Pītā, Svetā, Nityā, Aruṇā, Asitā, Anantā.
11 калаа Рудры, это: Tīkṣṇā, Raudri, Bhayā, Nidrā, Tandrā, Kṣudhā, Krodhini, Kriyā, Utkarī, Amāyā, Mṛtyu. 
10 калаа Вишну, это: Jadā, Palini, Sānti, Iśvari, Rati, Kāmikā, Varadā, Hladinī, Prīti, Dīkṣā.
10 калаа Брахмы, это: Sṛṣṭi, Rddhi, Smṛti, Medhā, Kānti, Lakṣmī, Dyuti, Sthirā, Sthiti, Siddhi.
10 калаа огня, эта Dhūmrārci, Uṣmā, Jvalini, Jvālinī, Visphulṅngini, Suṣri, Surūpā, Kapilā, Havyavahā, Kavyavahā. 
12 калаа солнца, это: Tapini, Tāpini, Dhūṁrā, Marīci, Jvālinī, Rucī, Suṣumnā, Bhogadā, Viśvā, Bodhinī, Dhāriṇī, Kṣamā.
16 калаа луны, это: Amṛtā, Mānadā, Puṣā, Tuṣti, Puṣti, Rati, Dhṛti, Saśini, Candrikā, Kānti, Jyotsnā, Srih, Prīti, Aṅgadā, Pūrnā, Pūrṇāmṛtā.
Среди них содержатся 50 mātrkā-kalā, которые проявляются через уровни (bhāva) пашьянти, мадхьяма и вайкхари в виде грубых букв (варна). 50 matrkā-kalā находятся в следующей последовательности: Nivṛtti, Pratiṣṭhā, Vidyā, Sānti, Indhikā, Dīpikā, Mocikā, Parā, Sūkṣmā, Sukṣmāmṛtā, Jñānāmrta, Apyāyanī, Vyāpīnī, Vyomarūpā, Anantā, Sṛṣṭi, Rddhi, Smṛti, Medhā, Kānti, Lakṣmi, Dyuti, Sthirā, Sthiti, Siddhi, Jadā, Pālini, Sānti, Aiśvaryā, Rati, Kāmikā, Varadā, Ahladini, Prītih, Dīrghā, Tīksnā, Raudrī, Bhayā, Nidrā, Tandrā, Ksudhā, Krodhinī, Kriyā, Utkāri, Mṛtyurupā, Pītā, Svetā, Asitā, Anantā. Этим 94 калаа поклоняются как жидкости, находящейся в винном кувшине, который держит Тара-дравамаи - Мать-спасительница. Она сама зовется «Самвит-калаа», и в «Йогинихридая-тантре» говорится так: Deśakālapadārthātma yad yad vasru yathā yathā. Tat-tadrūpeṇa yā bhāti tām śraye samvidam kalām.15 15 «О, мои цель, состояние, время и место! О, каждая из вещей! Каждый раз то или другое! Которая сияет (своей) формой. Я обращаюсь за помощью к этой Самвит-калаа». (Пер. ред. пер.)

11 vidya (видъя) - это сила, которая ограничивает универсальное состо яние всезнания и является причиной ограниченного знания. (Прим. ред. пер.) 

12 kala (калаа) - это сила, которая ограничивает универсальное состоя ние всемогущества и является причиной ограниченной деятельности ин дивидуальной души. (Прим. ред. пер.) 

13 То есть шакти здесь рассматривается как отрицание принципа фор мы (объективности). (Прим. ред. пер.)

14 То есть познающее лишь себя и никакого другого лика. (Прим. ред. пер.)


На главную