Принципы тантрической космогонии.

Гирлянда букв: речь, созидающая вселенную. Глава 1. Вак, или Речь (Слово)

Артур Авалон 

(сэр Джон Вудрофф)


Содержание

Введение   Перейти  
Глава 1. Вак, или Речь (Слово)   Перейти
Глава 2. Артха, пратьяя и шабда   Перейти
Глава 3. Ашабда и парашабда  Перейти
Глава 4. Парашабда, причинная шабда   Перейти
Глава 5. Шакти как "напряжение"   Перейти
Глава 6. Вечность шабда   Перейти
Глава 7. Шабда как язык   Перейти
Глава 8. Природное имя   Перейти
Глава 9. Ведическое шабда   Перейти
Глава 10. Таттвы   Перейти
Глава 11. Шакти - созидательная потенция   Перейти
Глава 12. Нада - первый момент творения   Перейти
Глава 13. Бинду как потенция созидания   Перейти
Глава 14. Майя-таттва   Перейти
Глава 15. Канчука   Перейти
Глава 16. Хамса   Перейти
Глава 17. Камакалаа   Перейти
Глава 18. Грубые таттвы и их владыки   Перейти
Глава 19. Причинные шакти пранавы   Перейти
Глава 20. Калаа   Перейти
Глава 21. Гирлянда букв, или Варнамала   Перейти
Глава 22. ОМ   Перейти
Глава 23. Ожерелье Кали   Перейти
Глава 24. Дхвани   Перейти
Глава 25. Солнце, луна и огонь   Перейти
Глава 26. Биджа-мантра   Перейти
Глава 27. Шададхва   Перейти
Глава 28. Мантра-садхана   Перейти
Глава 29. Гаятри-мантра   Перейти
Глава 30. Гаятри-мантра как пример логического рассуждения   Перейти
Атма-садхана   Перейти

Глава 1 Вак, или Речь (Слово)

Речь (вак, vak) (лат. vox) происходит от корня «vac», который означает «говорить». Таким образом, существительное женского рода «vak» буквально означает и глас, и выражаемое им слово, а также звук неодушевленных объектов. Следовательно, смысл тот же, что и у термина шабда (śabda). Apmxa (artha) означает смысл, или объект. Пратьяя (pratyaya) - это способность умственного схватывания. Все вещи обладают тройным значением: высшим (napaa, parā), тонким (сукшма, sūkṣma) и грубым (стхула, sthūla). Паравак (parā-vāk) - это «причинное напряжение», которое в терминах пратьяя определяется как «космическое мышление» (сришти-калъпана, sṛṣṭi-kalpanā) Ишвары. Это Божественная «Речь». Но Вак также и результат, тонкий или грубый. Пашьянтивак (paśyanti-vāk) - это Вак, проявляющаяся как lakṣaṇa (лакшана, видение). Далее Вак манифестируется как сукшма-мадхьяма-вак (sūkṣma-madhyamā-vāk), или хиранъягарбха-шабда (hiraṇyagarbha-śabda), которое является состоянием матрика (mātṛkā) шабда. Что же касается микрокосма (человека), то в нем она потенциально существует еще до своей последующей грубой манифестации в виде варна (varṇa) разговорной речи (вайкхари-вак, vaikharī-vāk). В Ригведе (с. 43-11) Сарасвати называется «Павирави», или «Дочерью Молнии», то есть великого Вад-жры, поддерживающего миры, и она, в соответствии с Саяной, является madhyamikīvāk (См. Muir O.S.T. - V. 337 ff.). Выговариваемая речь (вайкхари, vaikharī) проявляется для уха благодаря грубому физическому звуку (дхвани, dhvani), произведенному соприкосновением органов речи с окружающим воздухом в результате усилия (праятна, prayatna) говорящего. В трансцендентальном покое Брахмана (параматма, paramātmā), или Парамшивы нет ни шабда (ашабда, aśabda), ни apmxa (nirviṣaya), ни пратьяя. Поэтому нет ни имени (нама, nāma), ни формы (рупа, rūpa ). В этом бесконечном покое возникает метафизическая «точка напряжения», - бинду (bindu), или гханибхута-шакти (ghanībhūta-śakti), которая выступает (prasarati) как многообразные силы вселенной. Такая «заряженность», также как и дживатма (jīvātmā), является причиной восприятия всего Мира вместе с его двойственностью субъекта и объекта. Эта игра Шакти происходит в пространстве Сознания (чидакаша, cidākāśa) таким образом, что оно не уничтожается и не подвергается воздействию при проявлении последующего состояния, которое одновременно и трансцендентное и имманентное. Это есть творение (сришти, sṛṣṭi) или, точнее, кажущееся развитие (паринама, pariṇāma), т.к. английское слово «creation» (созидание, творение) на самом деле не выражает сути этого процесса. Творение, в христианском смысле этого слова, исключает идею о том, что Бог является материальной причиной; творение происходит не из предсуществующей материи и не из собственной субстанции Бога. Такое творение также предполагает абсолютно первичное проявление. Именно с этой оговоркой и используется термин «творение». Если быть более точным, то сам Брахман проявляется (прасарати, prasarati) в форме Силы (шакти, sakti). Это сришти (srsti) длится (стхити, sthiti) в течение одного дня Брахмы, в конце которого, по мнению некоторых, происходит полное уничтожение (махапралайя, mahapralaya). Есть те, которые утверждают, что нет никакой махапралайи, но всегда существует какая-то вселенная, в то время как другая может исчезнуть. В махапралайе проявленное состояние потенциально содержится в нерасчлененной и непроявленной майя-шакти (māyā-śakti). Шабда-брахман (śabdabrahman) как улласа (ullāsa) Шивы погружен в постоянно существующий покой, точно как вздымающаяся волна разбивается о берег и снова сливается с океаном, или же, как брызги фонтана снова падают в воду, которая их поглощает. Такое представление о том, чем является Речь, - очень древнее. Когда Бог «говорит» - слова и вещи проявляются. Так в иврите обозначающее свет слово - «aur». В «Книге бытия» говорится: «Бог сказал: да будет свет (aur), и стал свет (aur)». Божественное слово, как сказано в еврейском писании, обладает силой творения. Дальнейшее развитие мышления (философии) представляет нам концепцию аспекта Всевышнего, или Личности, которая творит. Таким образом, мы имеем Всевышнего и Логос, Брахмана и Шабда-брахмана. В греческом языке «Логос» означает (как и апарашабда (aparaśabda)) мышление, а также объект мышления. Для Гераклита Логос был принципом, лежащим в основе вселенной, (см. J. N. Heinze, Die Lehre vom Logos in der Griech Philosophic.) Для стоиков это был «мировой Дух», объединяющий принцип всех разумных сил, функционирующих в Мире. По мнению Платона, Логос - это сверхчувственные первичные образы, или формы (джати, jāti) видимых вещей. Филон Александрийский, вдохновленный платонизмом и другими эллинистическими философскими доктринами, объединил эти две концепции и вписал в Ветхий Завет и иудейскую теологию промежуточное бытие между «Этим» (ho on) и многообразным универсумом. Таким промежуточным бытием и был Логос. По его мнению, идеи формируют материю. Бог вначале производит интеллигибельный мир идей, которые являются образцами (апарад-жати, aparajāti) для физического Мира. Поскольку сам по себе он ничто иное как Логос, последний является создателем идеального мира. Также как архитектор проектирует в своем уме план города (polis), а затем строит реальный город в соответствии с образцом, так поступает и Бог, когда он создает Мир, этот Мегаполис (brahmāṇda). Автор четвертого Евангелия использует похожие идеи, но он придает им форму, соответствующую христианским теологическим потребностям. (см. J. Reville, La Doctrine du Logos dans law quatrieme Evangile et dans les AEuvres de Philon.) Говорят, что использование этой идеи Иоанном было не простым копированием, но свободной адаптацией филоновского Логоса и его христианизацией. Соответственно этому евангелисту Логос есть Личность, которая была до творения, и она была самим Богом. Это именно потенция внешней мудрости, происходящая из не проявленной Божественности с целью проявления Мира, а в са мом Мире это - имманентная божественная мудрость (Logos Endiathetos). (см. Moeller, Hist. Ch. Church I, 92-222.) Логос, благодаря которому создается мир, становится телом (аватара, avatāra), проявляющимся в человеческом обличии (Verbum саго factum est). Он - Сын Божий, Иисус Христос; он тот, кто в небесном предсуществовании зовется Логосом, а после своего воплощения - человеком по имени Иисус Христос, который не является ни пророком, ни сверхчеловеком, но пурнаватара (pūrṇā-vatāra) Бога. Логос - совершенное самовыражение Бога в Сыне. В Иисусе осуществилась тождественность бытия и Бога. Четвертое Евангелие начинается величественно: «Вначале было Слово, и Слово было с Богом, и Слово было Богом». А вот что говорится в Ведах: «Вначале был Брахман, с которым было Слово (Вак) (Слово следует вслед за Брахманом, поскольку оно является первой содержащейся внутри потенцией, а затем уже появляется Шакти), и Слово - это Брахман. (prajāpatir vai idam āsīt, tasya vāg dvitīyā āsit, vāg vai paramam brahma). Вак, таким образом, есть Шакти, Сила Брахмана, которая не отделена от Наделенного силой (шактиман, saktiman). Эта Шакти, которая пребывала в Нем, созидает вместе с Ним и развивается в форму универсума, однако всегда остается тем, чем является - высочайшей Шакти. 
Вполне возможно, что человеческая мысль может развиваться аналогичным образом, будучи независимой. Также весьма возможно, ввиду влияния Индии на Запад, что филоновская, неоплатоническая и иоанская концепции были, по крайней мере отчасти, заимствованы из Индии. Тем не менее, несмотря на всю схожесть, есть здесь и различия, которые не следует упускать из виду. Так, Брахман является материальной причиной Мира, тогда как христианский Логос - нет. Христиане утверждают дуализм. Вак - это не личность в рамках Троицы. Вак - это сама Мать Тримурти, каковой являются Брахма, Вишну и Рудра. Для нее высочайшая Шакти едина с Брахмой. Полное воплощение -это концепция индуизма, и все же в форме дживы Вак воплощается не только в исторических личностях, но и во всех людях, живых существах и неодушевленных вещах. Речь становится телом (плотью) не в определенный момент, в определенном месте или в виде определенной личности. Она проявлялась и проявляется в виде тела, а также в других формах материи любого ограниченного существования, или джив, каждая из которых, согласно Ведам, может непосредственно постичь Брахмана, чье Шакти и есть Речь (Вак). 
Только Иисус был Богом в человеческом обличий. Другие же - нет, и они никогда не смогут стать Богом. Вак же манифестирует себя во всяком человеке, она познаваема и узнается как сама в себе, т.е. как Брахман, который в подобном духовном переживании и есть Веды. Универсум - это результат божественного Желания (кама, kāma), или Воли (иччха, icchā). На физическом же плане кама, кроме всего прочего, означает сексуальное влечение. В высшем смысле она - первый созидательный импульс от Единого ко многому, вследствие чего он воспроизводит себя во всех своих творениях. Мирское желание и самовоспроизведение есть ничто иное, как ограниченная манифестация того первичного импульса. Божественная Воля постоянно работает через индивидуальное сексуальное влечение с целью непрерывного созидания вселенной. Это божественное Желание, или кама непрерывно и является истоком всех вещей. Парменид, говоря об Эросе и Любви, также утверждал: «Он, божественный Эрос, -первейший из всех богов». (Protision men erota theon netisato pan-ton.) Именно благодаря божественному Эросу вещи существуют (см. Plato Symp. 5-6). Дочерью Камы является Вак. Последняя, как божественная Воля, произносит божественное Слово, в силу которого и существуют вещи. В «Атхарваведе» (9, 2) Кама почитается как великая сила, превосходящая всех божеств. Дочь Камы, «Корова, которую мудрецы называют Ваквират», - это Вак в форме вселенной. Вначале был Брахман, и вместе с ним была Вак. В Ведах (śatapatha-brāhmaṇa 6, 1-1-8) сказано: «Это существо (пуруша, puruṣa) Праджапати возжелало: «Пусть я стану многим, пусть я размножусь». И оно разогрелось (So śrāmyat sa tapo' tapyata). Вак была в нем, происходила из него (vāg evā sya sā sṛjyata), а также пронизывала всё существующее». И относительно происхождения Вак: «Силой собственного разума он воссоединился с Вак (6а. Р. Вг. X. 6-5-4; Brih. Ar. Up. Roer p. 50) и таким образом (£а. Р. VI. l-2ff) зачал плод (garbhi abhavat)». В «Кагхаке» сказано так (12-5 и 27-1): «Тогда Праджапати был только этим (prajāpatir vai idam āsit). Вак была второй по отношению к нему (tasya vāg dvitīya āsit). Он соединился с ней (tām maithunam sambhavat), и она забеременела (sā garbham ādhatta). Она отошла от него и произвела эти творения (sā asmād apākrāmat sa imāh prajāh asṛjata), а затем снова вернулась (sā prajāpatim eva punah prāviśat)». И снова, в «Панчавамше» (20-14-2) подобным же образом сказано: «Только Праджапати был этим универсумом. Он также имел Вак как свою собственность, как вторую по отношению к нему. И он подумал: «Отпущу-ка я эту Вак. Она пройдет насквозь и пронижет всё это». Таким образом, Брахман, или Шива вначале пожелал быть многим, и его Шакти, которая была едина с ним, была выпущена как его Речь (Слово)». Единство Воли и Слова было потенцией созидания, все вещи содержались в не расчлененной массе (целостности) в великом Лоне (махайони, mahāyoni) Матери всего (амбика, ambikā). И эта потенция становится актуальной в виде манифестирующегося универсума, но при своем уничтожении универсум как таковой возвращается к Брахману и остается в единении с ним чит (cit) как чидрупини (cidrūpiṇī). Тем временем, как имманентный дух, она пронизывает ум и материю, которые являются ее преходящими формами. В «Брихадараньяка-упанишаде» (стр. 50-53. Ed. Roer) относительно этого говорится следующее: «Посредством этой Вак и Атмы он создает все вещи: Веды, меры, жертвоприношения и всех тварей. (Sā tayā vācā tena ātmanā idam sarvam asṛjata ad idam kimca ṛco yajūmṣi sāmānśi chandāmsi yajñān prajāh paśūn) «Вначале была создана священная ведическая наука». (S. Р. Вг. VI. 1-1-8) В «Ма хабхарате» Сарасвати как Вак называется «Матерью Вед» (Santi-parva, 5, 12,920), и то же самое о Вак говорится в «Тайтирья-брах-мане» (2, 8-8-5), где (а также в предыдущей parva IV) говорится, что она содержит в себе все слова и раскрылась благодаря тапа су Риши, которые составили ведические гимны (ṛṣayo mantrakṛtah). В «Бхишмаправе» «Махабхараты» (с. 3019) говорится, что Ачь юта (Кришна) создал Сарасвати и Веды из своего ума; и в «Ва направе» Гаятри называется «Матерью Вед», поскольку Гаятри- дэви - это форма Вак. Вак - Матерь Вед и всех вещей, которые воплощают их слова. Вак же в форме Вед - это ведатлшка-вак (vedatmika-vak) (см. Саяну и другие цитаты, приведенные в Muir O.S.T. 1-325 ff., где, как и в других томах, собраны некоторые тексты, касающиеся Вак). Субстанция всего мира - это Вак (джа гат-ванмайя, jagat vanmaya), поскольку, как было отмечено прежде, Мир (джагат, jagat) есть шабдапрабхава (sabdaprabhava). В «Ригведе» (10, 125-5) говорится: «Я (Вак) делаю его, которого я люблю, сильнейшим, его - Брахмана, его - Риши, его - Мудреца». Именно эта Вак входит в Риши и, таким образом, узнается людьми. «Через жертвоприношение они следуют путем Вак и находят ее соединенной с Риши». (Ригведа, 10, 71-3) Риши называют свои гимны различными именами из числа других (имен) Вак, поскольку все они являются манифестациями Вак. Вак неотделима от Брахмана, подобно тому, как Шива и Шакти - суть одно. В «Брихадараньяка-упанишаде» (Ed. Roer, 688) сказано: «Благодаря Вак, о царь, Брахман познается. Вак - это высший Брахман». (Vachaiva samrad brahma jfiayate vag vai samrat paramam brahma). В «Махабхарате» (Santiparva 5, 12, 920) говорится: «Смотри, Сарасвати, Матерь Вед пребывает во мне». (Vedanam marram pasya marram pasya matstham devim sarasvatlm). Она, эта великая Шакти, неотделима от Махешвары. И также в «Мангалачаране», предваряющей комментарии на «Рак-самхиту» и «Тайтирья-сам-хиту» Саяны и Мадхавы, сказано: «Я почитаю Махешвару, высокочтимое местопребывание священного знания, для которого Веды - это дыхания, и кто из Вед образует целую вселенную». (Yasya nisvasitam vedah yo vedebhyo' khilam jagat, nirmame tam aham vande vidyatirtham mahesvarani) В «Таитирья-брахмане» (З, 39-1) говорится, что Вак, первое порождение Риты, Матерь Вед и центральная точка бессмертия, - вечна (Vag aksaram prathamaja rtasya vedanam mata amrtasya nabhih). В «Шатапатха-брахмане» говорится (7, 5-2-21): «Вак - не рождена». Именно из Вак Создатель вселенной (Вишвакарма, Visvakarma) производит творения (Vag vai ajo vaco vai prajah visvakarma jajana). Некоторые тексты отождествляют Владыку творений (Праджапати), называемого Пашупати в Шива-шастре, с его шакти-вак (см. Weber, Indische Studien, IX. 477 ff. и Muir's Original Sanskrit Texts, V. 391). 
Шанкарачарья (сутра 1-3, 28), цитируя фразу: «Посредством собственного ума он соединился с Вак», утверждает, что этим и другими текстами Веда декларирует в разных местах, что творению предшествует Речь (Слово), из которой происходит вся вселенная богов, а также органическая и неорганическая жизнь на земле. Но ведь сказано, что Мир был создан Брахманом. Как же тогда он может быть создан Речью? Творение следует за Речью. Он (Шанкара) утверждает, что когда какой-либо человек увлечен достижением желаемой цели, то прежде всего вызывает в своем уме слово, которое ее выражает, а затем уже следует результат его намерения. Используя это как аналогию, Шанкара утверждает, что до творения слова Вед манифестируются в уме, а уже потом создаются происходящие из них объекты. Таким образом, ведические тексты, в которых говорится: «Произнося «bhuh» (бхух, земля), он творит землю (бхуми, bhūmi)», и так далее, имеют в виду, что различные слова и существа в данном случае манифестируются, формируются из слов «бхух» и т.д., а эти слова сначала манифестируются в его (то есть божества) уме. Эти разделения на «до» и «после» и пр. есть вьявахарика (vyāvahārika). Человеческие аналогии, конечно же, несовершенны. В Ишваре как причинном теле, то, что называется «пратьяя» (pratyaya), «шабда» (śabda) и «артха» (artha), по сути одно и то же (и поэтому, уже как манифестированные, они согласованы), хотя, с целью объяснения, мы говорим, что его сришти-кальпана (sṛṣṭi-kalpa-nā) - это лишь часть пратьяя, которую он относит к своему собственному причинному телу (анандамайя, ānandamaya), а также включает туда тонкое и грубое тела. Его парашабда (para-śabda) включает в качестве результата все апарашабда (apara-śabda). Его артха — это первая напряженная полнота пракрити-шакти, в которой воспринимаются все элементы (викрити, vikṛti) и вещи, состоящие из них. 
Ишвара имеет прямое и непосредственное восприятие всех трех тел, хираньягарбха (hiraṇyagarbha) - второго и третьего, а вират (virāt) лишь третьего. Следовательно, паравак - это то, о чем прежде говорилось как о парашабда, а вак (просто) - шабда (слово) в его тонкой форме (матрика, или мадхьяма-вак) и грубой форме (вайкхари-вак). Последнее относится к произносимым буквам (варна), из которых состоит мантра. Существует только одна причина речения, как и всех вещей во вселенной, которые оно обозначает, а также умственного восприятия (пратьяя), или «движения к» объекту ума. Этой причиной является высочайшая Дэви Сарасвати, Матерь Вед и Миров, проявляющаяся как имя (nāma) и форма (rūpa), которые и есть вселенная. Таким образом, она является Шакти, к которой прилагается наименование, взятое от одного из ее продуктов, - манифестируемое слово, или речение. Музыкальный инструмент (вина), который Сарасвати держит в своих руках, обозначает все звуки (шабда), которым она приходится матерью. Цвет ее одежд - белый; прозрачная белизна - цвет акаши (ākāśa) и буддхи (buddhi). Ее имя означает течение, движение (сараc, saras). В высшем смысле она является активностью (шакти) неподвижного Шивы, или Брахмана. И снова, она игра динамических шакти (энергий) в манифестирующемся Мире, в пределах и вокруг неподвижного пространства (эфира), которое проявляется во время творения с грохочущим звуком Ham (Хам), а затем покоится как опорная конструкция, в рамках которой течет и двигается весь универсум. С научной точки зрения эфир не имеет того несовершенства, которое мы связываем с материей. Свойством последней является старение, разложение и изнашивание. Но само существование эфира остается неизменным. Именно этот недвижный, неистощимый и прочный эфир является вад-жром (vajra), твердым, непоколебимым, вечным и неистощимым ваджром, статичной манифестацией статичного Брахмана, в котором динамический Брахман в виде Сарасвати течет и передвигается. Первое является пустотой пространства (шунья, śūnya), в которой происходят все движения. Также как в брахманизме акаша перетекает в концепцию чидакаши, в северном буддийском монизме эта эфирная шунья (śūnyata, stong pa nyid) выступает в роли абсолюта, который за пределами всяческих категорий (см. «Дэмчог-тантру», опубликованную в седьмом томе моих «Тантрических текстов относительно stong pa nyid»). Сарасвати, динамический Брахман, вместе со своим «супругом», статичным Брахманом в виде Брахмы, опираются на Хамса (Haṃsa), которая не является материальной «птицей», но естественным наименованием жизненной функции, проявляющейся как выдох (хам, haṃ) и вдох (сах, saḥ) дыхания (прана-биджа, praṇa-bīja) во всех дышащих созданиях (прани, prāṇī). Опять же, она является божественной в аспекте мудрости и учености, поскольку она - Матерь Вед, то есть всех знаний, касающихся Брахмана и вселенной. Она -Речь, из которой они рождаются, и она существует в том, что порождается ее великим лоном (махайони). Стало быть, не напрасно человек преклоняется Вак, или Сарасвати как высшей Силе.


На главную