Принципы тантрической космогонии.

Гирлянда букв: речь, созидающая вселенную. Глава 3. Ашабда и парашабда

Артур Авалон 

(сэр Джон Вудрофф)


Содержание

Введение   Перейти  
Глава 1. Вак, или Речь (Слово)   Перейти
Глава 2. Артха, пратьяя и шабда   Перейти
Глава 3. Ашабда и парашабда  Перейти
Глава 4. Парашабда, причинная шабда   Перейти
Глава 5. Шакти как "напряжение"   Перейти
Глава 6. Вечность шабда   Перейти
Глава 7. Шабда как язык   Перейти
Глава 8. Природное имя   Перейти
Глава 9. Ведическое шабда   Перейти
Глава 10. Таттвы   Перейти
Глава 11. Шакти - созидательная потенция   Перейти
Глава 12. Нада - первый момент творения   Перейти
Глава 13. Бинду как потенция созидания   Перейти
Глава 14. Майя-таттва   Перейти
Глава 15. Канчука   Перейти
Глава 16. Хамса   Перейти
Глава 17. Камакалаа   Перейти
Глава 18. Грубые таттвы и их владыки   Перейти
Глава 19. Причинные шакти пранавы   Перейти
Глава 20. Калаа   Перейти
Глава 21. Гирлянда букв, или Варнамала   Перейти
Глава 22. ОМ   Перейти
Глава 23. Ожерелье Кали   Перейти
Глава 24. Дхвани   Перейти
Глава 25. Солнце, луна и огонь   Перейти
Глава 26. Биджа-мантра   Перейти
Глава 27. Шададхва   Перейти
Глава 28. Мантра-садхана   Перейти
Глава 29. Гаятри-мантра   Перейти
Глава 30. Гаятри-мантра как пример логического рассуждения   Перейти
Атма-садхана   Перейти


Глава 3 Ашабда и парашабда

Любая индуистская доктрина вращается вокруг двух концепций: неизменности и изменения. А так как эти положения не могут быть логически приписаны какой-либо субстанции, прибегают к теории аспектов. В соответствии с нею, как таковой и сам по себе Брахман (брахма-сварупа, brahmasvarūpa), или Шива - неизменен, но Брахман как Сила (шакти), из которой происходит Мир как майя, подвержен изменениям. Возможно, проще будет сказать, что Брахман производит и существует как Мир без умаления своего неизменного единства. Это также невообразимо, как и всё то, что связано с любым абсолютом. Тем не менее говорится, что истиное осознавание этого покоится на двух установленных фактах: на повседневном переживании многообразия Мира, с одной стороны, и на экстатическом переживании (самадхи) Единого, с другой. И то и другое есть факт переживания, но каким образом это происходит, - остается тайной. 
Когда мы переходим к «Мантра-шастре», то видим, как та же самая доктрина выражается на языке того предмета, о котором идет речь, т.е. за основу берется шабда, из которого формируется мантра. Шабда, звук существует только там, где есть движение спанда. Если нет спанда, то нет и шабда. Если же есть спанда, то есть и шабда. Но сам трансцендентный Брахман, или чит (brahmasvarūpa) неподвижен и неизменен. Поэтому говорится, что он не имеет движения (нишпанда, niṣpanda) и не имеет шабда (aśabda). Из этого чит (поскольку только оно и существует), никак не влияя на его собственную неизменность, возникает напряжение, которое превращается во вселенную (универсум). Это работа активности Брахмы, или Ишвары. Также как Пара-брахман - это ашабда, Ишвара - шабда-брахман, или парашабда. И когда первое есть нишабда, второе, как майя-шакти, находится в движении (саспанда, saspanda). «Парашабда», «паравак», или «шабда-брахман» — всё это имена Брахмана как причины манифестирующегося шабда. Парашабда — это причинное тело звука. Шабда-танматра — тонкое тело звука. Акаша — грубое тело звука, воспринимающееся только посредством воздуха, звуковых волн, которые воздействуют на ухо. То есть восприятие (переживание) звука происходит благодаря органу слуха и уму. Шабда-танматра - чистый и естественный звук, как он воспринимается хираньягарбхой и переживающими его йогинами. Грубый звук бывает двух видов, а именно: вайдика-шабда (vaidika-śabda (шра-ута-шабда, śrauta-śabda)), то есть близкий к природному звуку, а также лаукика-шабда (laukika-śabda) - речь обычных смертных, отличная от первого. Принимая «познание» в смысле «непосредственного восприятия», Ишвара познает все виды шабда (пара-шабда, шабда-танматра, шраута-шабда, лаукика-шабда); хира-нъягарбха, или сутратма - последние три; риши - последние два, обычный человек - только один последний. Поэтому из парашабда, или паравак в соответствующей последовательности появляются шабда-танматра, шраута-шабда и лаукика-шабда. 
Далее, если взять пратьяя, артха и шабда в их космическом и индивидуальном аспекте, то можно сказать, что на уровне Ишвары пратьяя есть сознание его собственного тела блаженства (анандамайя, ānandamaya) и космическое мышление (sṛṣṭi-kalpanā), благодаря которому он проецирует Мир. Это сришти-кальпана является напряженной полнотой пракрити, или майя- и авидья-шакти, и это парашабда, или паравак, влекущая за собой (также как причина влечет за собой соответствующие результаты) различные виды апара-шабда, включая матрики, варна и мантры. Примерная репрезентация причинной парашабда как целого для ушей риши - это ОМ. Однако необходимо отметить, что полная пратьяя Ишвары - это сришти-кальпана, и его артха - напряженная полнота пракрити. Далее будет отмечено, что в Ишваре пратьяя, шабда и артха составляют нераздельное единство, которое является основой для их корреляции в хираньягарбхе, ви-рате и индивидуальной дживе. То, что мы можем назвать элементами универсума, а именно: апанчикрита-бхуты (apañcīkṛta-bhūtas), или танматры, индрии, праны, антахкарана и стхула-бхуты (sthūla-bhūta), - непосредственно развертываются Ишварой как Ишварой. Это бхута-сришти (bhūta-sṛṣṭi). 
Затем он, как хираньягарбха, производит бхаутика-сришти. Сами по себе элементы должны быть отнесены непосредственно к причинному телу, но как хираньягарбха он соединяет их. Следовательно, сришти-калъпана хираньягарбхи относится к бхаутика-сришти то есть к соединению элементов, которые уже были предоставлены Ишварой как Ишварой. Шабда в аспекте хираньягарбхи - это шабда-танматра, производящее более низкие, или производные формы. Его артха - это всё за исключением общего (самашти, samaṣṭi) причинного тела 7
Бхаутика-сришти может соотноситься либо с тонкими (сукшма), либо с грубыми (стхула) элементами, где первое является всем тем, что не является вторым; так, теоретически, созидательная деятельность может разделяться между сутратмой (sūtrātma) и виратом (virāt), хотя данная шастра не предполагает такого разделения. Вират - это чит, взаимодействующий с сотворенным целым, - «natura naturata» (сотворенная природа), если заимствовать терминологию Спинозы. Не похоже, чтобы причинная активность распространялась до этих пределов. Но если мы условно оставим образование грубых элементов за виратом, тогда пратьяя тоже может быть названа сришти-кальпаной. Его шабда - различные градации звука, грубого и тонкого, простирающиеся до шабда-танматры, но не охватывающие последнюю. Его артха - это всё за исключением общих (самашти) причинного и тонкого тел. 
Сукшма и стхула - относительные термины, допускающие градацию; следовательно, между границами (пределами) шабда-танматры и грубых звуков будет множество тонких звуков; все они воспринимаются хираньягарбхой, и все сохраняют танмат-ру, будучи воспринимаемые виратом как виратом. И если мы определяем сукшму как относящееся к категории танматры высшего предела (т.е. к шабда-танматре), тогда чит, связанный со всеми этими сериями стхулы - это вират. Последний отождествляет себя с стхула-деха (sthūla-deha) (грубым телом). Но от ан-намаяйя-коша (annamaya-kośa) обычного восприятия и до прана-майя-коша (prāṇamaya-kośa), которая имеет следующий уровень тонкости и является модификацией (раджасика, rājasika) тан-матр, должен быть пройден большой путь. И поэтому то, что в данной шастре называется «аннамаяйя-коша», в действительности есть последовательные серии (группы). Грубое тело состоит из видимых клеток, а те - из микроскопических гранул, последние из еще более тонких частиц и т.д. Поэтому пять коша - это лишь пять обобщающих меток для серий, состоящих из бесчисленных градаций, как, например, семь цветов радуги. 
Хираньягарбха и вират также являются определенными типами космически связанных с нашими собственными переживаниями отдельных форм, причем, на самом деле, с бесконечными сериями форм. Так что в принципе, вместо того, чтобы вести речь о только о трех, мы можем говорить о том, что в действительности существует бесчисленное множество созидательных чит-шакти. Если дается какое-то другое количество, в этом нет никакого принципиального противоречия. Ишвара, хираньягарбха и вират - три формы созидательной манифестации, космически связанные с suṣupti, svapna и jāgrat. Но ясновидцы, в отличие от систематизаторов, приветствуют Его как Многоликого (namaste bahurūpāya). Сам Ишвара имеет непосредственное восприятие всех трех аспектов одновременно - причинного, тонкого и грубого. Причина содержит в себе результат. Как хираньягарбха, он непосредственно воспринимает второе и третье (свапна и джаг-рат), и как вират он воспринимает третье (джаграт). 
Теперь мы переходим к индивидуальному (вьяшти, vyaṣṭi) аспекту. Здесь Ишваре и Майе соответствуют праджня (prājna) и авидья (avidyā). Пратьяя праджни - это индивидуальный эквивалент (двойник, дубликат) в сушупти сознания анандамайи, которым Ишвара владеет как своим причинным телом. Некоторые англоязычные писатели не понимают воззрения Упанишад относительно того, что джива во сне без сновидений есть Брахман, трактуя его в том смысле, что переживание сна без сновидений относится к Ишваре, или к высшему Брахману. Конечно же, это не так, поскольку тогда переживание праджни связывается с авидьей, в то время как Ишвара свободен от любого неведения. Данное сравнение осуществляется просто по аналогии. Ведь также как в сушупти джива теряет ощущение двойственности, поскольку все объекты как отдельные вещи растворяются в глубоком сне (без сновидений), так и в Ишваре нет ощущения раздельности. Все вещи представляются как присущие ему, или как он сам. Шабда праджни - это парашабда-вишеша (рага-śabda-viśeṣa). Для него это не звук, но «часть» причинного напряжения, которая есть причинное тело определенной дживы. Его артха - это индивидуальное (вьяшти) причинное тело, то есть временное равновесие напряжения в сушупти, которое образует дживу. Как и в переживании самашти (т.е. в универсальном, космическом переживании), пратьяя, артха и шабда здесь едины. Самскары латентны и все вритти хранятся в карана-шарира (kāraṇa-śarira), или карана-деха (kāraṇa-deha). Силы всех последующих (дживa-процессов находятся именно там. Переживание этого запаса причинной энергии, следовательно, связано с ишвара-пратьяя Его причинного тела. Сришти-кальпана (sṛṣ ṭi-kalpana) Ишвары - это не вся его пратьяя. Ведь хотя в пралайе предыдущего нет (то есть, нет процесса созидания), Ишвара по-прежнему обладает пратьяя, а именно, сознанием анандамайи его собственного причинного тела. И с этим соотносится праджня-пратъяя. Эквивалентом (дубликатом, отражением) шабда здесь является парашабда-вишеша, тогда как в Ишваре мы имеем целостную парашабда, включающую все вишешы. Парашабда в дживе - это не звук. Устанавливается, что артха здесь является причинное тело вьяшти, которое есть временное равновесие напряжения, образующее дживу. 
Переходя к taijasa, соответствующего хираньягарбхе, подобно тому как праджня соответствует Ишваре, в качестве его пра-тьяя мы имеем переживание сукшма-деха (sūksma-deha), или тонкого тела во сне (свапна). Его шабда - это то, что невыразимо посредством органов речи, будучи ментальным образом артикулированного или неартикулированного звука, возвышенного в йоге до танматр. Его артха - это вьяшти сукшма-деха. Пра-тьяя сукшма-деха - это либо приятное, либо болезненное. Пра-тьяя хираньягарбхи состоит из двух частей: а) переживание космических (самашти-pyna, samaṣṭirupa) как тонких, так и грубых элементов, и б) сришти-кальпана (sṛṣṭi-kalpana), относящееся к сочетанию элементов, уже произведенных Ишварой. В тайджаса имеется а) переживание джаграт-васана-рупа-свапна (jāgrat-vāsanārūpasvapna), или вьяшти сукшма-деха, но нет переживания jagrat, или вьяшти стхула-деха, и б) сришти-кальпана, проявляющаяся как формирующая активность относительно различных форм сновидений. 
При сравнении обнаруживается, что параллелизм между хиранья и тайджаса не полон в силу одного важного различия между ними. Ишвара, хираньягарбха и вират - это пара или уткриштопадхи (utkṛṣṭopādhi). «Упадхи» (upādhi) (т.е. майя-шакти) - это преобладающая саттвика (sāttvika). Следовательно, что касается относительных пределов шабда, артха и пратьяя, то эти три аспекта могут быть представлены в виде трех концентрических кругов, среди которых внешний круг - Ишвара, а внутренний - вират. Следовательно, пратьяя, артха и шабда Ишва-ры включают в себя те же аспекты хираньягарбхи, которые, в свою очередь, вмещают те же аспекты вирата. Но не следует вместо 

думать, что шабда, артха и пратьяя Ишвары, хираньягарбхи и вирата - взаимоисключающие. Саттвичный (sāttvika) характер их ограничений предполагает концентрическое упорядочивание этих трех сфер. Но праджня, тайджаса и вишва (viśva) имеют упадхи, которые, хотя и саттвичные, всё же нечистые и грубые (малина, malina). Следовательно, на практике относительно шабда, артха и пратьяя мы имеем Иными словам, они фактически являются взаимноотталкивающимися сферами. Таким образом, первая пратъяя практически сводится к сушупти, его артха - к причинному телу вьяшти, и шабда - к области парашабда. Тайджаса воспринимает свапна и сукшма-шарира, но практически ничего не знает о состоянии праджня и вишва. Также и вишва. И хотя их переживания, очевидно, исключают друг друга, причинное единство между ними на самом деле не отсутствует. Артха тайджасы - это сукшма-шарира-вьяшти, которое содержит семя джаграта. Его шабда есть тонкая форма грубого звука. Ментальный образ звука становится проявленным звуком в состоянии сновидения (свапна); в это же время могут быть услышаны даже более высокие звуки. Йогическое состояние - это намеренное очищение и углубление данного состояния и, следовательно, такая дхьяна называется йога-нидрой. Совершенствуя йогическое состояние, можно возвыситься до шабда-танматры или даже до парашабда и ашабда при помощи самадхи. Первое - космическое сушупти, а второе - состояние турьи, или наивысшее состояние, из которого нет возврата. 
В индивидуальном вишва, соответствующем космическому (или коллективному) вирату, пратьяя является переживанием вьяшти стхула-шарира; шабда - грубым артикулированным звуком (варна) или не артикулированным дхвани (dhvani) звуком, произведенным человеком, животными или неодушевленными объектами. Артха в этом случае - грубое тело (стхула-шарира) и его процессы, а также грубая окружающая среда и ее процессы. Джаграт-сришти-кальпана манифестируется здесь как ощущения телесных движений, возникающих в результате самскар и иччха-шакти. Но так как вират скорее созданный (карья, кāгуа), нежели чем создающий (карана, кārаṇа) аспект целого, также и вишва скорее аспект карья, а не карана, то есть ограниченный центр сознания, или джива. Артха - это как грубое тело и его процессы, так и то, что его окружает с протекающими в нем процессами. Шабда - звуки, произведенные органами речи человека и животных, или же неодушевленными объектами. Звук вайкхари развивается из парашабда через звук пашьянти и мад-хьяма. Парашабда, или паравак - это бинду, а пашьянти - это видящая речь (икшана, īkṣaṇa), или созидательное мышление и действие, исходящее из бинду - причинного тела шабда. Так возникает тонкое тело шабда, являющееся танматрой и матри-кой, которое превращается в грубое тело звука в виде букв (варна), произносимых благодаря органам речи, и эти буквы составляются в слоги и слова (пада), а затем и в предложения (вакья). Произносимая таким образом мантра является формой грубого тела шабда. И то же самое относится как к биджам, так и к другим мантрам. 
Шабда-танматра, или апанчикрита-акаша (apañcīkṛta-ākāśa) - это апанчикрита-танматра (apañcīkṛta-tanmātra). Это звук как таковой, то есть идеальный звук, который можно рассматривать как познание звука отдельно от таких условий как ухо, мозг и т.п., и таких материальных условий, как воздух, вода и земля, благодаря которым звук переносится. В случае же с шабда-тан-матрой звук рассматривается как объект высшего ума, отдельный от этих условий. Поэтому шабда-танматра рассматривается как шабда, необусловленное различными воспринимающими способностями. Это не звук, который слышится тем или иным индивидом, на том или ином уровне, скорее, это звук, слышимый «абсолютным ухом» и произносимый «абсолютным языком». Он неизменен и апаурушейя (apauruṣeya) (то есть нечеловеческий, сверхиндивидуальный). И точно также рупа-танматра является необусловленной формой, как она видится «абсолютным глазом». Под «абсолютным ухом» подразумевается сила (шакти) восприятия звука самого по себе, без подчиненности различным условиям времени, места и личности. Напряжение, благодаря которому вещь зарождается и поддерживается, является основанием всех пяти танматр. Это шабда-танматра, как воспринимаемое абсолютным ухом; рупа-танматра, как воспринимаемое абсолютным глазом, и т. д. С точки зрения грубого, шабда не только гуна акаши. Для того, чтобы проявиться для человеческого сознания и уха, звуку нужна не только грубая акаша, но и ваю, а также другие бхуты. Для того, чтобы звук донесся до ограниченного уха, необходима материальная среда, будь то воздух, вода или твердое тело. Короче, звук вирата предполагает существование всего материального универсума. 
Подытожим. Есть непроявленный авьякта-ишвара (avyakta-īśvara) и проявленный Владыка (Ишвара). Оба являются Шива-Шакти, поскольку в развитии и разрушении нет ни Шивы без Шакти, ни Шакти без Шивы. Только в последнем случае (разрушении) нет ничего кроме сознания (шакти в форме чидрупини (cidrūpiṇī), а в первом (то есть в развитии) она (Шакти) принимает форму универсума. По этой причине высшее состояние может быть названо «Шива-Шакти», а состояние манифестации - «Шакти-Шива», чтобы отметить преобладание аспектов чит и майя соответственно. Первое состояние - недвижимо (нишпанда, niṣpanda), тогда как второе - подвижно (саспанда, saspanda). Первое беззвучно (ашабда), второе - проявляется как звук (шабда). В одном присутствует унмани-шакти (unmanī-śakti), в другом -самани-шакти (samanī-śakti). Манифестирующийся Ишвара проявляется в трех формах - причинной, тонкой и грубой. Причинная форма - это парашабда, паравак, или шабдабрахман. Это Ишвара. Всё остальное - апаравак. Тонкая форма - это мадхьяма-вак, которая есть звук хираньягарбхи, развертывающийся в виратшабда, или вайкхари-вак. Этот звук сопровождается движением. Причинное тело, которое вначале проецирует из себя многообразный универсум, - это общее движение (саманъя-спанда, sāmānya-spanda), шабда которого есть пранава или Ом. Из Ом происходят все остальные мантры. Хираньягарбха-шабда сопровождается особым движением (вишеша-спанда, viśeṣa-spanda), а вират-шабда - четко определенное движение (спаштатара-спанда, spaṣṭatara-spanda), проявляющееся в виде артикулированной человеческой речи, и поэтому оно является грубой формой мантры.

7 То есть здесь идет речь о причинном теле всего мира в целом вместе со всеми населяющими его существами. (Прим. ред. пер.).


На главную