Принципы тантрической космогонии.

Гирлянда букв: речь, созидающая вселенную. Глава 4. Парашабда, причинная шабда

Артур Авалон 

(сэр Джон Вудрофф)


Содержание

Введение   Перейти  
Глава 1. Вак, или Речь (Слово)   Перейти
Глава 2. Артха, пратьяя и шабда   Перейти
Глава 3. Ашабда и парашабда  Перейти
Глава 4. Парашабда, причинная шабда   Перейти
Глава 5. Шакти как "напряжение"   Перейти
Глава 6. Вечность шабда   Перейти
Глава 7. Шабда как язык   Перейти
Глава 8. Природное имя   Перейти
Глава 9. Ведическое шабда   Перейти
Глава 10. Таттвы   Перейти
Глава 11. Шакти - созидательная потенция   Перейти
Глава 12. Нада - первый момент творения   Перейти
Глава 13. Бинду как потенция созидания   Перейти
Глава 14. Майя-таттва   Перейти
Глава 15. Канчука   Перейти
Глава 16. Хамса   Перейти
Глава 17. Камакалаа   Перейти
Глава 18. Грубые таттвы и их владыки   Перейти
Глава 19. Причинные шакти пранавы   Перейти
Глава 20. Калаа   Перейти
Глава 21. Гирлянда букв, или Варнамала   Перейти
Глава 22. ОМ   Перейти
Глава 23. Ожерелье Кали   Перейти
Глава 24. Дхвани   Перейти
Глава 25. Солнце, луна и огонь   Перейти
Глава 26. Биджа-мантра   Перейти
Глава 27. Шададхва   Перейти
Глава 28. Мантра-садхана   Перейти
Глава 29. Гаятри-мантра   Перейти
Глава 30. Гаятри-мантра как пример логического рассуждения   Перейти
Атма-садхана   Перейти

Глава 4 Парашабда, причинная шабда

Слово «Шабда» (śabda), происходит от корня «śabd» - «издавать звук», - и обычно означает звук вообще, включая голос, слово, речь и язык. Это либо «литерированный» звук (варнатма-ка-шабда, varṇātmaka-śabda), имеющий смысл (артха), т.е. либо обозначающий вещь, либо подразумевающий свойства и отношения вещей, или же это «не-литерированный» и бессмысленный звук (во всяком случае, для нас), и в таком случае это просто дхвани (дхваньятмака-шабда, dhvanyātmaka-śabda), например, рев стремительного потока, удар грома и пр. Я сказал «для нас», поскольку каждый звук имеет смысл для Ишвары. Звук возникает из соприкосновения двух вещей, ударяющихся друг о друга. Так, например, литерированный звук проявляется через контакт органов речи с внешним воздухом. В другом месте более полно описывается, что шабда проявляется и существует как четыре шакти, а именно пара, пашьянти, мадхьяма и вайкхари. Они названы так в связи с другим синонимом шабда - Вак, или Дэви Сарасвати.
И снова, шабда в своей манифестации либо имманентно, либо трансцендентно. Первое трояко - а) С общепринятой точки зрения это означает звуки такого же класса, как и слышимые ушами, а также звуки, чья сила (шакти) относится к обычному, общедоступному уровню. б) С йогической точки зрения это означает тонкий звук, воспринимаемый органами слуха и умом, который превосходит обычные звуки и чья шакти превышает средний уровень. Но способности к восприятию тонкого звука могут быть большими или же меньшими, и поэтому происходит градация; способности одной личности иногда более высокие, чем у другой, подобно тому как среди обычных людей одни слышат лучше, чем другие. с) С точки же зрения «абсолютного уха», т.е. способности воспринимать звук без ограничений, как в случае с совершенным йогином, - это означает чистый звук, или шабда-танматру. Он воспринимается совершенным йогином в его чистом аспекте. Всё это - результаты (карья, kārya). Трансцендентное шабда означает созидательное движение, или само «причинное напряжение», т.е. это не результат, или манифестация (т.е. звук) для обычного уха, или для «абсолютного уха», а причина {карана, kāraṇa), сам факт манифестации. В данной шастре это шабда-брахман, т.е. источник всех шабда, или имен (nаmа) и всех форм (rūра) универсума, который есть «имя и форма» {намарупатмака, nāmarūpātmaka). Таким образом, мы шаг за шагом поднимаемся от обычного переживания к высшему, от проецирования и манифестации - к самой вещи, являющейся «причинным напряжением», или шабда-брахманом. Во всех этих случаях термин «шабда» не изменяется, хотя коннотации расширяются и углубляются по мере того, как мы поднимаемся вверх. Это соответствует тому определенному пути развития индуистской мысли, который демонстрирует всепронизывающую и вездесущую силу божественной Шакти. Так, в наставлении (arundhatḹ-darśananyāya) муж, показывая своей молодой жене маленькую звезду Арундхати, символ неизменного целомудрия, вначале обращает ее внимание на соседнюю яркую звезду: «Видишь ее, а теперь посмотри левее, - рядом находится Арундхати». Подобным образом и гуру поступает с учеником (śiṣya) в зависимости от сообразительности последнего. Ведь ученик не может сразу понять высочайшее, вначале он должен сам проложить к нему дорогу. «Брахман таков, он не то, он не это», и так далее, пока не будет передана высшая идея об Этом. В шрути гуру говорит -«annam-brahma», то есть Брахман - пища, которую ученик поглощает также как и обычную. Затем, когда буквальное знание углубляется, гуру изменяет коннотацию слова «Брахман», но оставляет сам термин. Тогда ученик постепенно постигает, что жизнь - это Брахман (prānāh-brahma), разум - это Брахман (vijñānam-brahma), и, наконец, когда в итоге все переживания успокаиваются, он познает, что блаженство — это Брахман (ānandam-brahma). Здесь имеются пять коннотаций слова «Брахман», причем каждая последующая - более глубокая, чем предыдущая, и духовная жизнь ученика также постепенно развивается по мере его само- совершенствования. Коннотации большинства важных философских терминов развертываются именно так. Следовательно, есть различные значения таких терминов как «прана», «акаша», «ваю» и т.д. Термин «шабда» также имеет четыре значения, в ходе постижения которых мысли последовательно развиваются по вышеприведенному образцу. Некоторые могут подумать, что с точки зрения чистой логики такое положение вещей неприемлемо. Однако, мы должны подходить к вещам практично, ведь обычно жизнь не отвечает требованиям чистой логики. Но, несмотря на это, данные методы и положения соответствуют истине. Например, Брахман - это все вещи в виде Шакти, несмотря на то, что сам Брахман (брахма-сварупа, brahmasvarūpa) находится за пределами их всех. И если те, перед кем все эти коннотации Брахмана выложены одновременно, жалуются на неопределенность, это происходит в силу того, что они еще не вполне освоились с данным предметом. Но по мере того, как эта тема постепенно осваивается, гуру шаг за шагом проводит шишью вверх к месту, где все аспекты начинают рассматриваться в отношении к целому (пурна, pūrṇa), чьими аспектами они и являются.
Первую главу я начал с причинного шабда, или шабда-брахмана. Шива имеет два аспекта, а именно нишкала (niṣkala (отсутствие частей)) и ниргуна (nirguṇa (отсутствие атрибутов)), сакала (sakala (наличие частей)) и сагуна (saguṇa (наличие атрибутов)). Первый - это непроявленное и запредельное Высшее, а второй - проявленный и имманентный созидающий Владыка (Ишвара) или правящая Мать (Ишвари). Первый - это нишпанда, без движения, поскольку это постоянный и неизменный Брахман. Это ашабда, которое означает здесь то же самое, поскольку при отсутствии проявленности нет шабда как результата и нет шабда как причины. Последнее означает, что в таком случае нет причинного напряжения. Второй аспект, называемый «шабда-брахман», проявляется как созидание из Брахмана, который является уравновешенным состоянием Шакти. Из шабда-брахмана все шабда проявляются в виде мантр или как-то иначе. Сам по себе шабда-брахман является непроявленным (avyakta) шабда; последнее есть причина для проявленных (vyakta) шабда, артха и пратъяя, и (в своем причинном аспекте) возникает из формы бинду при дифференциации высшего Бинду, когда в пракрити преобладает крия-шакти.

Kriyāśakti pradhānāyāh śabda śabdārtha kāraṇam
Prakṛterbindurapinyāh śabdabrahmābhavat param.
Sarada-tilaka (1-12). 

Иными словами, непроявленная потенциальность силы, которая позже проявляется как шабда, и, следовательно, как артха и пратьяя, манифестируется посредством своей активности, проявляясь в пракрити в форме бинду, которое является не-расчлененным Шива-Шакти. Благодаря проявлению активности бинду делится на три части — шабда, артха и пратъяя. «Avyakta-rava» - это принцип звука как такового (nāda-mātra), который является нерасчлененным, неразделенным на буквы звуком, но, благодаря созидательной активности, он становится причиной манифестирующихся шабда и артха, являющихся его формами.

Теnа śabdārtha-rūpa-viśiṣṭasya śabda-brahmatvaṃ avadhāritaṃ. 8
Prānatoṣinī (13).

1 Брахман рассматривается как всепронизывающее шабда, нераздельное и непроявленное, чья субстанция есть нада и бинду, непосредственный созидательный импульс в Парашиве и непосредственная причина манифестирующехся шабда и артха. 

Sṛṣṭyunmukha-paramaśiva-prathamollāsamātram akhaṇdovyakto
nādabindumaya eva vyāpako brahmātmaka śabdah.
Prānatoṣinī 10. Rāghava Bhatta, ком. к т. 12, г. I, «śāradā-tilaka».

Творящий Брахман называется «шабда-брахманом». Может возникнуть вопрос - почему? Ведь сагуна-шива (который и есть  шабда-брахман) является причиной не только шабда, но всех артха (= рупа) и пратьяя. Это так, но в данной шастре термин «шабда-брахман» используется в силу того, что здесь он относится к происхождению шабда. Тогда как шрути, объясняющие процесс творения, также представляют шабда, артха и пратьяя. В данном случае говорится - «творение (созидание) из шабда» (шабда-прабхава, śabda-prabhava), поскольку универсум в его причинном аспекте состоит из шабда (vānmaya). Также говорится о «творении из артха», т.е. из высшей Артха, космической материи, которой является пракрити-шакти. Здесь приводится известный нам результат (карья), соотносящийся с единой причиной всех результатов, и при этом, однако, данной причине дается наименование тех результатов, которые являются предметом рассмотрения. Более того, шабда-аспект Брахмана имеет величайшую важность, поскольку именно в этом аспекте он является Ведой. Но каков же смысл того слова шабда, которое используется в термине «шабда-брахман»? Об этом уже говорилось выше. «Шабда» в данном случае не означает лишь грубый или тонкий звук. Начиная с рассмотрения обоих результатов (карья), мы переходим к их причине (карана). Проявленный звук - это гуна акаши. Но какой в этом смысл? Ведь шабда не просто свойство пространства и ничего более; т.е. термин шабда не ограничивается гуной акаши. Если бы это было так, тогда не было бы возможности объяснить хорошо известный научный эксперимент (который, будь он известен раньше, наверное, «разрушил» бы все индуистские теории), в котором звенящий колокол перестает слышаться в закрытой колбе, из которой удален воздух, но всё же остается пространство (акаша). Если бы шабда было только гуной акаши и не было бы связано больше ни с чем, нельзя было бы сказать, что звук усиливается и ослабляется, проявляется и исчезает вместе с ваю. Следовательно, термин «шабда» не ограничивается звуком, грубым или тонким. Именно причинное напряжение (спанда), которое свойственно напряженному состоянию чит-шакти и майя-шакти, вначале манифестируется как шабда-танматра для «абсолютного уха», а затем как более или менее тонкий звук для «йогического уха», соответственно тому, как фундаментальная акаша-спанда адаптируется к его (т.е. уха) относительной способности посредством более или менее плотной среды, и, наконец, проявляется как обычный звук, когда фундаментальная спанда приспосабливается к способности человеческого уха посредством такой плотной среды как воздух. И поэтому воздух, также как и ухо, является одним из факторов манифестации фундаментальной спанды, которая есть шабда как изначальное созидательное причинное напряжение, или возбуждение в теле пракрити-шабда. Шабда - это само космическое напряжение, присутствующее в первичном пространстве спанда-шакти, которое производит шабда-танматру, превращающуюся в акаша-бхуту, а затем в ваю и остальные танматры и бху-ты. В соответствии с ведантой это pancikrta, т.е. каждая таттва имеет четыре части своего собственного элемента, а также по одной от каждого из остальных четырех. Благодаря косвенной причинности бхаутика-сришти, или хираньягарбхи имеется комбинация таттв, произведенных посредством бхута-сришти в непосредственной причинности (sākṣatkartṛtvam) Ишвары, производящая грубый мир человеческих ощущений, который и есть вират. Таким образом, единое, первичное напряжение передается в виде, а также посредством цепочки его результатов. Чтобы отличить это первичное шабда, оно называется «парашабда», а манифестирующееся шабда - «апарашабда», или же просто «шабда». Последнее же представляет собой тонкий и грубый звуки, доступные для органов чувств, или то, что мы называем дискретной материей; а первое представляется сверхчувственным для обычного сознания и органов чувств. Таким образом, парашабда - не звук, но состояние возбужденности космической Шакти, когда при созревании самскар нарушается предшествующее состояние равновесия (sāmyā-vasthā) пракрити. Так появляется волнение (беспокойство) (ksobha), или общее движение (саманья-спанда, sāmānya-spanda) Шакти, и это космическое напряжение, которое есть парашабда, или паравак, раскрывается в виде манифестации шабда (апара). Это напряжение, являясь потенцией всего проявляющегося, манифестируется в человеке как артха, пратьяя и шабда в объекты (прамейя, prameya), которые он познает (пратьяя, pratyaya) как познающий (праматри, pramātri), и в наименования, благодаря которым он думает о них, как бы «осуществляя последующее объяснение интуитивного переживания жизни», - как удачно заметил профессор Прамтханатха Мукхопадхьяя. Изначальное шабда, или паравак (некоторым образом аналогичное Логосу) - это космическая предрасположенность и предпосылка созидательной эволюции. Это волнение первичной субстанции, проецируя себя на чувственный план бытия, становится слышимым в форме звука (дхвани), но, само по себе, оно лишь возможность и субстрат звука. Говорится, что творение - это шабда-прабхава, то есть оно происходит из, а также является манифестацией напряжения, или космической Шакти. В этом смысле каждое движение, или процесс в универсуме есть парашабда. Хотя напряжение (формирующая сила) едино, для различных органов чувств оно проявляется по-разному. Когда причинное напряжение соприкасается с ухом и сознанием (умом), оно производит звук, когда оно соприкасается с глазом и сознанием, - цвет и форму, и, когда оно соприкасается с какими-то другими органами чувств, - появляются другие виды ощущения. Отмечается, что из пяти бхута акаша и ваю относятся к категории бесформенного (амуртта, amūrtta), тогда как остальные - к категории формы (муртта, murtta). Первое воспринимается посредством слуха. Шабда, как литерированный звук, - это вибрация для ушей в форме имени. Теджас, располагаясь в начале второй категории, воспринимается как форма (рупа). Таким образом, артха - это вибрация для глаз (умственных и физических) в виде формы. Сама сила, излучающаяся в виде трех аспектов - шабда, артха и пратьяя -как таковая содержит естественное и нераздельное соотношение между этими элементами. И снова, поскольку вайдика-шабда предположительно (по причине, о которой я скажу позже) формирует естественное имя и поэтому находится в полном соответствии с тем, что обозначается как артха, оно считается постоянным. В шрути говорится, что Мир рождается из шабда (шабда- прабхава), и что созидание (сришти) - это шабда-пурвака. То есть шабда есть предшествующее условие созидательного процесса, который не смог бы происходить, если бы шабда было только лишь манифестацией для уха и для сознания (обычного или йогического), т.е. обычным звуком (грубым или тонким). Данная манифестация является последующим и результирующим фактом, и она отделяется от предшествующего, изначального состояния творения как такового. Изначальное состояние - это причинное напряжение, то есть в ограниченном пространстве сознания, гомогенном и неподвижном, имеется некоторое движение - волнение. А парашабда - это наименование данного причинного напряжения, которое возникает до того, как оно манифестируется в виде универсума.
Подытожим. В созидательном процессе можно выделить три стадии: 1) трансцендентальное, спокойное состояние, имманентное другим, хотя и скрытое, есть ашабдам, аспаршам, арупам и т.д., как это описывается в шрути; 2) состояние космического напряжения, являющееся шабда-брахманом. Напряжение -игра шакти в чид-акаше, так что первое состояние не исчезает, когда появляется второе. Шабда-брахман - это Веда. После манифестации и по завершении цикла он сворачивается как потенциальная майя-шакти, когда, по мнению некоторых, в махапралайе существует только трансцендентальное состояние. На уровне человека его аналогом является сушупти. 3) Шабда-брахман воспроизводит самого себя постепенно и по частям в виде бесчисленных, ограниченных центров разнообразных и ограниченных переживаний нама-рупы. Следовательно, формы вместе со звуками, образами и пр. различаются также, как и шабда. Звук, который представляет описанное выше изначальное функционирование брахма-шакти - это маха-биджа Ом, или пранава. (Omityekarang brahma tasya vācakah pranavah). Природа этой великой биджи, которая является источником всех остальных мантр, будет темой одной из следующих глав, после того как мы обсудим, что подразумевается под «естественным именем», чему будет посвящена глава с соответствующим названием.

8 «Он (оно) удостоверяет пребывание природы шабда-брахмана в различных формах шабда и артха» (Прим. ред. пер.)обратно

На главную