Принципы тантрической космогонии.

Гирлянда букв: речь, созидающая вселенную. Глава 5. Шакти как «напряжение»

Артур Авалон 

(сэр Джон Вудрофф)


Содержание

Введение   Перейти  
Глава 1. Вак, или Речь (Слово)   Перейти
Глава 2. Артха, пратьяя и шабда   Перейти
Глава 3. Ашабда и парашабда  Перейти
Глава 4. Парашабда, причинная шабда   Перейти
Глава 5. Шакти как "напряжение"   Перейти
Глава 6. Вечность шабда   Перейти
Глава 7. Шабда как язык   Перейти
Глава 8. Природное имя   Перейти
Глава 9. Ведическое шабда   Перейти
Глава 10. Таттвы   Перейти
Глава 11. Шакти - созидательная потенция   Перейти
Глава 12. Нада - первый момент творения   Перейти
Глава 13. Бинду как потенция созидания   Перейти
Глава 14. Майя-таттва   Перейти
Глава 15. Канчука   Перейти
Глава 16. Хамса   Перейти
Глава 17. Камакалаа   Перейти
Глава 18. Грубые таттвы и их владыки   Перейти
Глава 19. Причинные шакти пранавы   Перейти
Глава 20. Калаа   Перейти
Глава 21. Гирлянда букв, или Варнамала   Перейти
Глава 22. ОМ   Перейти
Глава 23. Ожерелье Кали   Перейти
Глава 24. Дхвани   Перейти
Глава 25. Солнце, луна и огонь   Перейти
Глава 26. Биджа-мантра   Перейти
Глава 27. Шададхва   Перейти
Глава 28. Мантра-садхана   Перейти
Глава 29. Гаятри-мантра   Перейти
Глава 30. Гаятри-мантра как пример логического рассуждения   Перейти
Атма-садхана   Перейти

Глава 5 Шакти как «напряжение»

Космические состояния сришти, стхити и лайя (sṛṣṭi, sthiti и laya) вместе с трансцендентальным состоянием парама-шивы, а также состояния турья и индивидуальные (вьяшти) джаграт, свапна и сушупти, должны быть разъяснены (насколько это возможно) через динамическую теорию шакти как напряжения, порождающей свои собственные движущиеся формы. С этой целью необходимо исследовать состояния равновесия и движения (динамики).
Что же такое «напряжение»? Давайте предположим, что две вещи - А и Б притягиваются друг к другу. Названием такого полного взаимодействия будет «напряжение», для которого соответствующие действия А и Б представлены как элементы, части, или компоненты. Таким же образом возможно напряжение трех или четырех вещей. В абсолютном смысле мы достигаем «абсолютного напряжения», которое является бесконечной системой взаимодействующих сил. Отдельная вещь может быть определена как частичное восприятие (переживание) этой бесконечной системы. Профессор Параматханатха Мукхопадхьяя, которому я обязан в подготовке этого и некоторых других моих докладов, дал рассматриваемому моменту подходящее название «явление среза (сечения)» (fact-section). Но бесконечная система никогда не ограничивается этими частями. Когда напряжение между одной и другой частью воздействует на сознание в какой-то одной или двух точках, при данных обстоятельствах и в определенных пределах мы можем получить ощущение звука соответственно в одной из них или же в двух сразу. Такое напряжение - это шабда, а звук - дхвани. От одного до другого может быть несколько стадий. Именно напряжение, или шабда и образует вещь. Сопровождается ли это шабда определенным дхвани или же нет, зависит, во-первых, от значительности его воздействия по отношению к воспринимающему, и, во-вторых, от состояния самих органов восприятия. Следовательно, для того, чтобы звук можно было услышать, уровень вибрации воздуха должен быть соответствующим, уши и мозг также должны соответствовать и т.д. и т.п. Вне этих ограничений не может быть никакого звука. Т.о. большинство объектов восприятия, такие как земля, солнце, луна, звезды и пр., хотя и влияют на нас, но не представляются в форме звука. В трансцендентальном парамашиве, или состоянии турьи, которое является нирваной, все напряжения растворяются, и шакти, таким образом, по сути является ничем иным как чит (cit), чидрупини (cidrūpiṇi) и чинматрарупини (cinmātrarūpiṇi). Это может быть проиллюстрировано на примере с причинным напряжением, которое состоит из суммы сил: все они по отдельности исчезают, и поэтому каждая в отдельности представляет собой нуль, так что и суммарный результат также равняется нулю. Это трансцендентное состояние нишкала (niṣkala), в котором нет ни сришти-кальпаны, ни артха, ни шабда (ашабда). В случае с космическим сушупти нам необходимо не принимать во внимание какую-либо внешнюю систему, поскольку ничто не может быть внешним по отношению к Космосу. В данном же случае мы имеем лишь статическое состояние, где отдельный элемент не является нулем, но все силы, образующие напряжение, уравновешивают друг друга, в результате чего и образуется состояние сбалансированной энергии. Таково состояние гун в сарупа-паринаме (sarūpa-pariṇāma), которое с потерей равновесия в процессе творения становится вирупа-паринамой (virūpa-pariṇāma).
Вьяшти-сушупти может быть рассмотрено в двух аспектах. 1) Когда некая совокупность сил таким образом формирует данное состояние, что каждая из них не является нулем по отдельности, но в целом имеется равновесие в индивидуальном (вьяшти) причинном теле, притом что внешняя космическая система не тревожит это внутреннее равновесие внутренней индивидуальной (вьяшти) системы. 2) Когда эти силы дают какой-то суммарный ненулевой результат, но он полностью уравновешивается действием внешней системы. В результате то, что иначе было бы индивидуальным (вьяшти) напряжением системы, - практически исчезает, и в ней устанавливается равновесие. В первом случае внешняя система не обладает воздействием на данную внутреннюю систему, но вполне может воздействовать на другую индивидуальную (вьяшти) систему. И если спит отдельный индивид, это не значит, что спит Мир. Во втором случае внешняя система воздействует на данную внутреннюю систему, но это воздействие нейтрализуется реакцией внутреннего на внешнее. В обоих случаях внешняя система - это актуальное напряженное отношение. В состояниях свапна и джаграт равновесие универсального (самашти) и индивидуального (вьяшти) сушупти, или причинного тела теряется, и в сришти возникает система кинетического напряжения, которое на этапе laya снова переходит в состояние потенциального напряжения. Таким образом «мировой процесс», разделяющийся на три стадии созидания (формирования) (sṛṣṭi), поддержания (сохранения) (sthiti) и растворения (распада) (laya), переходит от состояния однородности (лайи) к состоянию разнородности (сришти и стхити), а затем снова к однородности, то есть мы имеем бесконечные циклы эволюции с промежуточными периодами покоя. Следовательно, развитие универсума - результат пульсации бинду, которое потенциально содержит в себе в виде плотной (цельной) (гханибхута, ghanībhūta) шакти всё, во что оно затем последовательно развертывается. И затем эта великая вселенная снова свертывается в то, из чего она возникла. И хотя здесь мы говорим о трех стадиях, невозможно со всей определенностью сказать, что вначале имеется сришти, и когда оно прекращается, - возникает стхити, а затем всё завершается растворением (laya). Эволюция (сришти) и инволюция (лайя) происходят даже в период стабильности (стхити). Ведь всегда остается, например, рождение и смерть на молекулярном уровне. И каждый из этих периодов задействуется соответственно тому, какой из аспектов преобладает. В период лайи «напряжение» находится в потенции. Т.е. актуальное движение прекращается, и в период лайи напряжения имеются просто в силу конфигурации относительных позиций данных элементов, определяющихся их кармой. Например, существует напряжение в тетиве лука, хотя сама тетива может и не находиться в движении. Когда характер бытия Ишвары рассматривается подобно миру явлений, то есть как некое явление, некий факт, пусть даже и абсолютный, предельный, всё равно мы можем постигать его лишь логически, слишком по-человечески, что неизбежно приводит к ложным выводам и противоречиям. Подобно этому и акт творения является неразрешимой загадкой. Почему период космического сушупти должен прерваться, и каким образом воля Бога влияет на это? В предельном смысле на эти вопросы невозможно ответить. Мы можем сказать, что Ишвара в период лайи воспринимает причинное тело. Абсолютное ухо, язык или глаз, которыми обладает Бог, поглощаются цельным сознанием блаженства (ананда, ānanda), как это частично происходит в случае с дживами в сушупти, так как они есть дифференциации его беспредельной джняна-шакти. Дживы скрываются во время лайи, т.е. кинетические напряжения (шакти-вишва-рупа, śakti-viśva-rūpā) становятся потенциальными (шакти-чидрупини, śakti-cidrūpiṇi). И всё проявленное становится латентным. Мир тогда становится «памятью», которая «вспоминается» при следующем творении, также как в глубоком сне для индивидуума мир пропадает, но когда он просыпается, то видит и вспоминает события прошлого дня. И всё же, когда мы спим, мир продолжает существовать для других. Но когда засыпает Ишвара, вещи не остаются теми же. Они возвращаются к своей причинной форме в виде «семян». В период лайи Ишвара имеет всеобъемлющее переживание полноты этих семян. Так, в шрути по этому поводу говорится: «Я - одно, и теперь Я буду многим». 
На вопрос, является ли эта созидательная активность мгновенной или же постепенной, скорее всего, можно ответить: «ни то, ни другое». Категория времени неприменима к творению как к целостности. Творение, рассматривающееся как мгновенная вспышка или последовательное течение - это вьявахарика (vyāvahārika), а не парамартхика (pāramārthika). На этот счет имеются разногласия между философскими течениями dṛṣṭi-sṛṣṭi-vāda и krama-sṛṣṭi-vāda. По мнению первых, и по-моему тоже, как только Ишвара помыслил, сразу же возникает целый мир вместе со всеми грубыми и тонкими уровнями. Творение также происходит каждый момент. Оно не где-то в прошлом. В соответствии со второй и более распространенной доктриной таттвы возникают постепенно, друг за другом, в определенном порядке (крама), хотя такой порядок и не сопоставим со временем, о котором мы знаем и которое проявляется на низших стадиях существования. Такое время - это джанмакала (janmakāla) калавадинов, по мнению которых всё есть кала (kāla). Высшее Время, или Махакала (mahākāla) - это ниргуна (nirguṇa), нирвишеша (nirviśeṣa), нирв-кара (nirvikāra), или Брахман.
Что же касается космического цикла, то утверждается, что он доказывается а) благодаря логическому выводу из простых наблюдаемых фактов и из всевозможных примеров периодичности, предоставляющих основание для обобщений, а также б) благодаря подтверждающим воспоминаниям Риши и других великих существ, говорящих о чатурюгах (четырех югах), манвантарах, кальпах и пр. Очевидно, что без привлечения шрути данное доказательство становится индуктивным и экспериментальным, но не дедуктивным.
Творение двигается от общего к специфическому. И когда лайя, как состояние потенциального напряжения, переходит к сришти, которое есть система кинетического напряжения, можно сказать, что первое было наиболее общим (родовым) условием второго, а именно саманья-спандой (sāmānya-spanda), то есть общим нерасчлененным движением. Именно манифестация тенденции лайи переходит в сришти. С точки зрения сознания это первый уровень «видения» (икшана, īkṣaṇa), т.е. это есть космическое мышление со стороны Ишвары. Для индивида это пограничное состояние между сушупти и свапной, момент, когда сушупти прерывается, а свапна обращается к переходу в джаграт. Инерция первого уже прошла, а специфические движения второго и третьего еще не проявились. Это разновидность цельного и нерасчлененного состояния, потенциально содержащего все частности. Переход шабда, акустического аспекта данной тенденции потенциального напряжения в кинетическое напряжение есть пранава, или мантра Ом.
В первую очередь данная тенденция реализуется в бхута-сришти Ишвары. Ишвара осознает свое тело анандамайи и причинное тело. Последнее здесь означает переживание «Я есть Всё» (sarvātmakatva). Он воспринимает себя как всё, т.е. и как целостность, и как общности, и как частности. Как познающий всё (в целом), он есть сарваджна (sarvajña), а как познающий разнообразие - сарвавит (sarvavit). Для него они - он сам, поскольку майя, с которой он взаимодействует, не управляет им, и, следовательно, его знание не связывает его. Но хотя состояние Ишвары не управляется майей, всё же оно с ней связано, и поэтому не является высшей мокшей. Ишвара хочет быть многим, - и бхута происходят из него. Как Ишвара, он не думает, что является их создателем. В соответствии с ведическими писаниями создание бхута (бхута-сришти) означает развертывание а) апанчик-рита-бхута (apañcīkṛta-bhūtās), или танматр, а также б) их первичных соединений, которые могут быть либо а) тонкими, т.е. антахкарана (antahkaraṇa), индрия (indriya) и прана (рrāṇа), либо б) грубыми, т.е. панчикрита-бхута (pañcīkṛta-bhūtās). В общем можно сказать, что это элементы творения, что предполагает наличие их естественных имен, или бидж. Таким образом из Ом возникают биджи элементов (бхут) Хам, Ям, Рам, Вам, Лам, а также другие биджи, такие как майя-биджа Хрим, или пранава разделяющейся Шакти. Относительно ранее упомянутого общего движения (sāmānya-spanda) эти элементы специфические (особые) (вишеша, viśesa), но они же - общие (саманья, sāmānya) относительно последующих производных.
Затем следует бхаутика-сришти, осуществляемая хирань-ягарбхой, т.е. создание вторичных соединений. Это снова смешение элементов в различные формы, сперва типовые, а затем и вариативные. И они тоже имеют свои естественные имена (шабда). Всё это осуществляется Ишварой в его аспекте хираньягарбхи. Хиранъягарбха, являющееся Владыкой брахмалоки, думает о себе как о создателе. Состояние, в котором оно думает, что все вещи его - это состояние двойственности. Следовательно, хираньягар-бха, аффектированное майей, и есть джива. 
И, наконец, подходя к завершающему стхити, мы имеем действия и реакции бхута и бхаутика, так что они продолжаются как система кинетического напряжения. Эти действия и реакции имеют свои естественные имена, которые могут называться феноменальными шабда. Некоторые из них, а именно те, которые попадают в пределы нашей чувственности, могут быть нами воспринимаемы. Так шабда классифицируются относительно различных аспектов творения.
Шабда могут восприниматься прямо или опосредованно. Во втором случае они - общепринятые (заимствованные). Обычный индивид не слышит «естественное имя» огня, то есть звук Рам непосредственно. Он утверждает, что оно таково, исходя из свидетельства тех, кто этот звук слышал. Т.е. это «общепринятое» (āpta), но не воспринятое непосредственно (śākṣātkṛta). Так как с точки зрения восприятия шабда бывает двух видов - шакшат-крита и апта, то цепочка шабда относительно ишвары, хираньягарбхи и вирата может быть представлена следующим образом. Что касается Ишвары, то у него нет общепринятых (опосредованных) шабда, но, напротив, все шабда воспринимаются им непосредственно (шакшаткрита, śākṣātkṛta). Хираньягарбха как хираньягарбха, т.е. определенный аспект Ишвары, обладает непосредственным восприятием бхаутика-сришти-шабда и стхити-шабда, а также опосредованным восприятием бхута-сришти и лайя-шабда. Вират как вират обладает непосредственным восприятием только стхити-шабда, а также опосредованным восприятием всего остального. Здесь идет речь о коллективных аспектах восприятия (самашти).
Переходя к индивидуальному аспекту (вьяшти), мы имеем соответствующие состояния праджня, тайджаса и вишва. В отличие от коллективных состоянии они взаимоисключающие: одно отделяется от другого. Праджня обладает непосредственным, но затемненным, или частичным восприятием своего собственного индивидуального (вьяшти) причинного (лайя) шабда, но не других (то есть не тайджаса и вишва). Однако данное шабда - это не звук как язык для себя. Тайджаса имеет как непосредственное, так и опосредованное восприятие индивидуального (вьяшти) тонкого шабда. И вират обладает теми же самыми (то есть непосредственным и опосредованным) восприятиями грубых шабда.
Здесь, в этих двух случаях, имеется градация. Грубое ухо обладает способностями разных уровней. Благодаря хитроумным аппаратам ученый может слышать звуки, которые не слышны для обычного уха. Йогин же может слышать еще более чутко. Таким образом, если бы кто-либо услышал движение соков дерева, этот звук был бы примерно естественным именем данного растительного процесса. Говорится, что во время пронизывания всех шести центров кундалини-шакти, в процессе постепенного их оживления шакти, йогин может слышать биджи Ом, Хам, Ям и все остальные. Поднимаясь на высшие уровни существования, йогин может непосредственно воспринимать (śākṣātkṛta) любые виды шабда. «Абсолютное ухо» слышит шабда-танматру в акаше не в силу воздействия чего-то подобного звуковым волнам в воздухе, но слыша движение как таковое.
В брахмаджнане (brahmajñāna), когда все напряжения прекращаются и появляется умиротворение, йогин становится самим Брахманом.


На главную