Принципы тантрической космогонии.

Гирлянда букв: речь, созидающая вселенную. Глава 6.Вечность шабда

Артур Авалон 

(сэр Джон Вудрофф)


Содержание

Введение   Перейти  
Глава 1. Вак, или Речь (Слово)   Перейти
Глава 2. Артха, пратьяя и шабда   Перейти
Глава 3. Ашабда и парашабда  Перейти
Глава 4. Парашабда, причинная шабда   Перейти
Глава 5. Шакти как "напряжение"   Перейти
Глава 6. Вечность шабда   Перейти
Глава 7. Шабда как язык   Перейти
Глава 8. Природное имя   Перейти
Глава 9. Ведическое шабда   Перейти
Глава 10. Таттвы   Перейти
Глава 11. Шакти - созидательная потенция   Перейти
Глава 12. Нада - первый момент творения   Перейти
Глава 13. Бинду как потенция созидания   Перейти
Глава 14. Майя-таттва   Перейти
Глава 15. Канчука   Перейти
Глава 16. Хамса   Перейти
Глава 17. Камакалаа   Перейти
Глава 18. Грубые таттвы и их владыки   Перейти
Глава 19. Причинные шакти пранавы   Перейти
Глава 20. Калаа   Перейти
Глава 21. Гирлянда букв, или Варнамала   Перейти
Глава 22. ОМ   Перейти
Глава 23. Ожерелье Кали   Перейти
Глава 24. Дхвани   Перейти
Глава 25. Солнце, луна и огонь   Перейти
Глава 26. Биджа-мантра   Перейти
Глава 27. Шададхва   Перейти
Глава 28. Мантра-садхана   Перейти
Глава 29. Гаятри-мантра   Перейти
Глава 30. Гаятри-мантра как пример логического рассуждения   Перейти
Атма-садхана   Перейти

Глава 6 Вечность шабда

Термин «вечное» может означать «всегда существующее» а) без изменения или б) с изменением. Первое есть существование, непротиворечивое в трех временах. Само изменение может быть либо имманентным (свагата, svagata), либо «иное этому» (тадитара, taditara). Так, если бы имелась только одна некая сфера (А), то любое изменение, происходящее в ней, было бы имманентным изменением, или же разграничением (бхеда, bheda). Но если есть уже две различные сферы (А и Б), из которых вторая добавляла бы некую свою часть к первой, так что А подвергалась бы изменениям, тогда это уже не свагата. И следовательно, изменение свагата является адвайтой, тогда как изменение не-свагата предполагает двайту.
Далее применим данные рассуждения к Брахману и дживе. Первый имеет три аспекта: а) Брахман как чистый чит (брахма-сварупа); б) Брахман как чит-шакти; в) Брахман как майя-шакти, или пракрити. В первом аспекте, т.е. в трансцендентном смысле Брахман - чистый чит, и он всегда таков. С ограниченной точки зрения мы можем либо игнорировать это, либо принять как данность. Это неизменная основа всех изменений, которая сама по себе не подвергается ни малейшему изменению. Это нишкала-парамашива, о силах, или шакти которого мы поговорим далее.
Чит-шакти — это чит как шакти, то есть здесь чит имманентен Миру, формы которого в виде ума и материи являются продуктами майя-шакти. Этот имманентный Брахман (чит-шакти), понимаемый как «Всё», всегда остается как есть. Поскольку Всё (пурна) никогда не прекращает быть всем, Всё - это всё. В шрути говорится, что пурна (pūrṇa) остается пурной, хотя и получена из этого 9. Брахман как чит-шакти неразрывно связан с майя-шакти и обладает лишь изменением свагата, или движением. Брахман как майя-шакти, - то, что здесь называется напряжением, отличающимся от основания чит, - это Брахман как пракрити. Последняя вечна в том смысле, что всегда существует, как латентное или как проявленное, как кинетическая сила или же как тенденция. В данном случае вечность вовсе не исключает изменения состояния. Брахман как пракрити имеет изменение свагата. Следовательно, мы здесь не должны смешивать термины «реальное» и «постоянное». В соответствии с адвайта-ведантой трансцендентная брахма-сварупа является одновременно реальной и постоянной, поскольку термин «реальное» в данном случае характеризует то, что не изменяется (кутастха, kūṭastha), тогда же как майя, вместе со своими изменениями, не является ни реальной, ни нереальной. Итак, «вечное» включает в себя также и «изменение состояния».
Невечное, или ограниченное, характеризуется тремя видами изменения и разделения (бхеда, bheda): во-первых, свойственным (внутренне присущим) (свагата), подобным тому, которое существует между листьями и ветвями одного и того же дерева; во-вторых, внешним, которое имеет две разновидности: 1) разделение, которое подобно различию между разными видами деревьев (sajātīya), и 2) разделение, подобное различиям между деревом, землей и камнями, которые его окружают (vijātīya).
Постоянный шабда-брахман проявляется при созидании (сришти) и возвращается к своему равновесию при растворении (лайя). Шабда первого созидательного движения проявляется как нада, или дхвани Ом. Отсюда происходят все частные шабда, варнатмака (varṇātmaka) и дхваньятмака (dhvanyātmaka). Конечно же, частности не остаются теми же самыми навсегда. Но являются ли они, как таковые, вечными? Создание частностей - это циклическое постоянство в том смысле, что во время каждого сришти проявляются соответствующие частности. Но являются ли сами эти частности вечными? Иными словами, существуют ли эти частности во все времена, как в сришти, так и в лайе? Очевидно, что имеются частности (скажем ручка, которой я пишу), которые не могут существовать всегда, но не существуют ли всё же некоторые частности вечно? Вместе с частностями (вьякти, vyakti) существуют рода и виды (общности) (джати, jāti). Джати никогда не существует без вьякти. Некоторые вьякти (хотя и отличающиеся от данных нам теперь) будут всегда связаны с определенными джати, хотя те и другие могут быть либо латентными, либо проявленными. Например, в лайе джати, связанные с соответствующими вьякти, становятся латентными. С какими же вьякти происходит связь? Не с нынешними, но с вьякти, которые непосредственно предшествуют состоянию равновесия пракрити. Данные вьякти - это вьякти-вишеша (vyakti-viśeṣa). Есть также и вьякти-сама- нья (vyakti-sāmānya). Первые - непостоянные, тогда как вторые - постоянные, хотя они могут быть либо скрытыми, либо прояв ленными. Джати - вечны, они проявляются в любом творении, и их шабда - постоянны. Вьякти постоянны только в вышеиз ложенном смысле. Каждое творение не просто детальная копия предыдущего творения. Частности изменяются благодаря враще нию вокруг определенных и фиксированных джати (латентных или проявленных). Так, например, определенная джива сейчас может быть брамином. Благодаря карме она изменяется, и пос ле смерти может сменить свой джати, став шудрой или девата. Этот процесс может продолжаться, пока снова не наступит состо яние махапралайи. Предположим, что в этот момент джива сно ва оказывается девата. Она (джива) - это девата-вьякти, свя занная с джати. В пралайе джива скрывается вместе со своим джати, а при переходе к стадии созидания (сришти) вместе со всеми своими самскарами активизируется (prārabdha) и проявля ется (saṃcita). Это происходит именно в результате самскар, ко торые определяют ее обстоятельства рождения после того, как на рушается равновесие пракрити. Завершение этого путешествия происходит только при освобождении (мукти).
Но является ли постоянным вьякти-шабда (vyakti-śabda)? Если под этим подразумевается шабда, обозначающее данную вьякти (въякти-вишеша), тогда это собственное имя, и оно не постоянно. Однако, за исключением немногих собственных имен (которые приписываются как произвольные обозначения тем или иным вьякти), все наименования и слова обозначают джати, т.е. группы, или классы вещей. Вьякти-вишеша представляется либо в виде собственного имени, либо в виде особой комбинации общих имен, таких как «это бумага, на которой я пишу». Всё это общие имена, комбинации которых обозначают вьякти-вишешу.
Только такие шабда, как естественные имена (простые или составные), являются постоянными, тогда как остальные - нет. Веда дает наименования для классов вещей, а также для классов функций, которые близки к естественности. Следовательно, данные шабда являются постоянными (нитья). Под Ведой же здесь подразумевается язык вайдики, а под «естественным именем» вайдика-шабда (vaidika-śabda). Таким образом, предполагая, что слово «gauh» - это имя, близкое к естественному, то тем самым мы предполагаем, что оно существовало в каждой вселенной и всегда означало «корову». Если слово «корова», как вариация этого (т.е. естественного), возникло однажды, в некоем месте и в каком-то индивиде, тогда вне этих ограничений во времени, месте и индивиде данное слово не существовало и не представляло данную корову (артха). Абсолютным критерием для естественного имени, конечно же, является экспериментальная проверка. Ведический язык содержит различные слои. Естественные имена могут быть разных видов и уровней. Являются ли остальные шабда и их комбинации постоянными зависит от того, являются или нет эти слова и их комбинации близкими к естественным именам. Кроме традиции, доказательством может быть экспериментальная йогическая верификация. И если они являются вариациями естественных имен (вайдика-шабда), то степени их различия, а также обстоятельства времени, места и личности, по отношению к которым они являются субъектом, должны определять природу их связи с их же артха. Не априорно ответ возможен. Шабда-брахман мыслит творчески, и его пратъяя является космическим мышлением (сришти-кальпана, sṛṣṭi-kalpanā). Шабда этого является Ом, тогда как артха - это вся полнота вселенной, обозначаемая и потенциально присущая созидательному импульсу, для которого Ом - звуковое выражение. Из этого Ом происходят все буквы (варна) и звуки (дхвани). Данные вайдика-варна постоянны и представляют как сами по себе, так и в своих вариациях, все возможности артикулированной речи во всех языках. В Ведах карма этих варна постоянна, и поэтому ведические слова - тоже постоянны. Гласные представляют собой длительные звуки, возникающие благодаря изменению объема полости рта. Гласные звуки, появляющиеся благодаря голосу (см. Catchpool's «Text-book of sound», стр. 290), возникают при помощи голосовых связок, которые находятся в верхней части трахеи, параллельно друг другу, образуя между собой узкую щель. Воздух, проходя через эту щель из легких, заставляет связки вибрировать. Голосовые связки снабжены мускулами, которые могут изменять частоту их вибрации; так образуется определенный уровень звука.
Различные гласные произносятся благодаря формированию определенных размеров и форм ротовой полости. Согласные - это определенные прерывания этих звуков. Они являются остановкой гласных звуков, и поэтому, сами по себе, они не могут звучать без гласных. И по этой причине гласные известны как шакти согласных.
Тема относительно варна занимает важное место в Тантра-шастре, где представлена попытка описать практическое использование очень древней доктрины, касающейся шабда. Буквы классифицируются соответственно их способу произношения (uccāraṇa): задненебные, губные, зубные и пр. Губы, рот и горло формируют трубу, или музыкальный инструмент, который, принимая разные формы, а также при помощи циркулирующего воздуха, производит различные звуки, являющиеся буквами алфавита. Панини (см. часть I «Siddhānta-kaumudī») и Патанджали в своей Махабхашье разбирают усилие речи (прайятна, prayatna), разделяя его на внутреннее (āntara-prayatna) и внешнее (bāhya- prayatna). Первое имеет четыре вида: spṛṣṭa, iṣat-spṛṣṭa, vivritta и samvritta, - соответственно тому, полностью или слегка данное усилие прикладывается к месту происхождения звука, а также тому, открыт рот или же закрыт. Бахъя-праятна имеет девять видов, а именно vivāra, samvāra, śvāsa, nāda, ghoṣa, aghoṣa, alpaprāṇa, mahāprāṇa, udātta, anudātta и svarita. Вид вивара предполагает произнесение с открытым ртом, самвара - с закрытым. В шваса имеется преобладающее использование дыхания, в нада - жужжащий, и в гхоша - звенящий звук, тогда как в агхоша - его отсутствие. В альпарана звук произносится быстро, т.е. прана используется по минимуму, а в махапрана - всё наоборот. В удатта звук произносится громко, в анудатта - тихо, и в сварита имеется смешение первых двух. У Панини все буквы относятся к какой-либо из этих категорий праятна. Таким образом, согласные от ka до та относятся к spṛṣṭa āntara-prayatna, тогда как уа, га, la, va - к iṣat-spṛṣṭa āntara-prayatna и т.д.
В Тантра-шастре, в ее доктрине и практике шатчакрабхе-да (ṣaṭcakrabheda) указываются различные части тела, которые резонируют при произнесении различных букв. Под этим подразумевается, что в произнесении определенных букв принимают участие различные части тела. Так, буква va производится той частью тела, где находится муладхара (mulādhāra), а буква ha - местом между бровями в аджна-чакре (ājñā-cakra). Звук, производимый движущимся телом (поскольку внешняя причина звука -это нечто, находящееся в состоянии вибрации) распространяется звуковыми волнами циркулирующего воздуха. Повышение и понижение давления, которое возникает, когда звуковые волны достигают уха, происходит благодаря воздействию на соответствующие структуры ощущения звука, а природа этого ощущения зависит от природы повышения и понижения давления, иными словами, от характера звуковых волн.
В соответствии с индуистской доктриной Бог проявил человеческую форму бытия уже после того, как он развил большинство (если не все) видов живых существ для того, чтобы язык, а также разум, моральные устои и многие другие вещи, которые были не развиты у животных, в дальнейшем всё больше усовершенствовались в человеке. Более низкий животный мир был ступенью к человечеству, и разница между человеком и животным в соответствии с этой доктриной есть разница уровней, но не видов. Следовательно, возможно, что зачаток варнатмат-шабда (varṇātmaka-śabda) присутствует и у высших животных, хотя нужно заметить, что позиция (обсуждающаяся в другом месте), которая заключается в том, что «без языка нет мышления», истинна лишь тогда, когда под мышлением подразумеваются лишь некоторые виды познавательных процессов. А вне этого человек остается без языка, и поэтому также является животным. Только лишь последующие суждения на основе процесса восприятия влекут за собой язык, и это мы обнаруживаем главным образом, или даже исключительно, у человека. «Патанджала-даршана» также обсуждает вопрос относительно перерождения в теле животного. В данном случае имеется в виду душа, которая прежде была в человеческом теле, или даже в теле девата, и поэтому обладала самскарами (лингвистическими и прочими) этих рождений, которые потенциально также присутствовали среди самскар животного. Из этого следует, что его инстинкт может быть (частично, если не полностью) «былым разумом», а его язык дхва-ньятмака частично скрывает язык человеческий (варнатмака). 
Таким образом, постоянным является шабда в его аспекте причинного напряжения (шабда-брахман), буквы {вайдика-варна), происходящие из первичного дхвани (пранавы Ом), а также комбинации этих букв, которые образуют приблизительно естественные имена. В соответствии с индуизмом - это вайдика-шабда (vaidika-śabda). Является ли это утверждение обоснованным, здесь не обсуждается.

9 То есть из трансцендентного Брахмана. (Прим. ред. пер.). обратно

На главную