Принципы тантрической космогонии.

Гирлянда букв: речь, созидающая вселенную. Глава 9. Ведическое шабда

Артур Авалон 

(сэр Джон Вудрофф)


Содержание

Введение   Перейти  
Глава 1. Вак, или Речь (Слово)   Перейти
Глава 2. Артха, пратьяя и шабда   Перейти
Глава 3. Ашабда и парашабда  Перейти
Глава 4. Парашабда, причинная шабда   Перейти
Глава 5. Шакти как "напряжение"   Перейти
Глава 6. Вечность шабда   Перейти
Глава 7. Шабда как язык   Перейти
Глава 8. Природное имя   Перейти
Глава 9. Ведическое шабда   Перейти
Глава 10. Таттвы   Перейти
Глава 11. Шакти - созидательная потенция   Перейти
Глава 12. Нада - первый момент творения   Перейти
Глава 13. Бинду как потенция созидания   Перейти
Глава 14. Майя-таттва   Перейти
Глава 15. Канчука   Перейти
Глава 16. Хамса   Перейти
Глава 17. Камакалаа   Перейти
Глава 18. Грубые таттвы и их владыки   Перейти
Глава 19. Причинные шакти пранавы   Перейти
Глава 20. Калаа   Перейти
Глава 21. Гирлянда букв, или Варнамала   Перейти
Глава 22. ОМ   Перейти
Глава 23. Ожерелье Кали   Перейти
Глава 24. Дхвани   Перейти
Глава 25. Солнце, луна и огонь   Перейти
Глава 26. Биджа-мантра   Перейти
Глава 27. Шададхва   Перейти
Глава 28. Мантра-садхана   Перейти
Глава 29. Гаятри-мантра   Перейти
Глава 30. Гаятри-мантра как пример логического рассуждения   Перейти
Атма-садхана   Перейти

Глава 9 Ведическое шабда

Веды передают природные имена некоторых вещей с учетом неизбежных ограничений, которые свойственны их представлению в соответствии со способностями обычных уха и языка. Ни одно ведическое слово не является абсолютным, природным именем. Это невозможно. Также как в тантрической шастре мы обнаруживаем биджа-мантры, представляющие приблизительные природные имена, разбросанные там и сям в разнородной массе обычного санскрита, отдаленно напоминающего природные звуки, - в шрути всё то же самое. Считается, что существуют очень похожие природные имена, составленные в соответствии с законами гармонии (чанда, chandas) и образующие мантры, которые нерасторжимо связаны с их эзотерическими объектами (девата). Но это комментируется, объясняется, применяется и т.д. в разделах, где данный вопрос обсуждается в несколько другом контексте. Анализируя сами ведические и тантрические мантры, можно найти разные звуки, использующиеся и не использующиеся как природные. В мантре отнюдь не каждое слово выступает как приблизительный природный звук (произведенный причинным напряжением). Для архетипических форм данные тенденции могут различаться. В самой мантре главным образом учитывается их порядок сочетания и ритм. Как целое мантра может быть приблизительным природным именем девата или же определенной функции. Ее творческая и проецирующая сила содержится в двух позициях: а) Взаимная поддержка и удерживание звуков в гармоничных сочетаниях (chandas): искажения отдельных звуков устраняются благодаря способу их расположения. «Изгибы» звука в данном случае конструктивны, а не деструктивны. б) Совокупный эффект от повторения и связывания звуков также может вызвать вышеописанный эффект. Благодаря повторению возникает сложение побуждающих стимулов.
Таким образом, в результате исследования ведического языка мы получили следующие результаты:
1) Определенные приблизительные природные имена, такие как Ом, Хам, Хамсах, Сваха и т.д., - располагаются по отдель ности или в группе. Это основополагающие и первичные звуки.
2) Определенные комбинации звуков, которые, хотя и не являются природными по отдельности, легитимизируют друг дру га благодаря упорядоченному и гармоничному сочетанию. Так возникают мантры, которые становятся приблизительными при родными именами объектов и процессов. Благодаря повторению они могут накапливать созидательный импульс. 
3) Для того, чтобы объяснить значение, применение и ре зультат языковых форм, которые не обязательно являются при родными именами в полном смысле этого слова, используется огромная масса звуков или наименований.
Из всего этого следует, что Веды, слышимые обычным ухом и излагаемые обычным языком, не являются системой природных имен. Однако, утверждается, что это система в разной степени приблизительных природных имен. Веда абсолютного уха и языка есть система абсолютных природных имен.
Далее, является ли относительная и приблизительная Веда изначальным, универсальным и единым языком? Ответ должен быть отрицательным. Но, опираясь на изложенные выше представления, можно сказать, что в контексте имен первого класса среди всех языков этот наиболее близок к идеалу. В контексте второго класса он менее совершенен, а третьего,- еще меньше.
Область ведического способа восприятия делится на четыре различных уровня. Первый - это высшее восприятие; затем следуют три вышеописанных. Шабда, артха и пратьяя полностью связаны на абсолютном уровне, но на более низких уровнях — всё меньше и меньше. Природная связь шабда и артха означает, что если дано второе, тогда и первое существует, - слышится оно нами или нет; или же, если дано первое, тогда второе - создается, или проецируется. Однако, мы должны провести различие между тем, что здесь называется природным именем, и тем, что часто просто получает такое наименование. Так, мор ская раковина издает трубный звук. Что же такое здесь природ ное имя? Это не звук, который мы извлекаем, поскольку он про изводится благодаря нашему усилию и может быть разным, а звук причинного напряжения, который породил и сформировал саму морскую раковину. Трубный звук лишь условно можно назвать природным. Так что же лежит в основе ведической теории? В окончательном смысле - экспериментальное установление, ана лиз, подобно принятому в аюрведе.
Кроме разделения имени на природное и произвольное, затем первого на абсолютное и относительное, а второго на первичное и вторичное, имя может классифицироваться как образцовое и вариативное. Например, есть санскритское слово «gauh» и английское слово «cow». По индуистским представлениям язык не является чем-то произвольным и выдуманным. Никакой человек никогда не придумывал язык. Волапюк, эсперанто и т.п. -просто комбинации звуков уже существующих языков. Ведический язык был открыт Ишварой манасапутрам, а через них людям. Затем он был извращен, и появилась обычная, мирская речь (laukika), которая, будучи очищена, стала называться санскритом, - тем, что было очищено. Поэтому должно проводиться разли чие между изначальным ведическим языком и современным сан скритом, в котором имеются слова, также встречающиеся и в Ве дах. Стало быть, общепринятый, ортодоксальный взгляд состоит в том, что существует типичный, стандартный язык, и что это универсальный язык, а все остальные - его вариации.
Если типичное, стандартное имя имеет вариацию, могут возникнуть следующие вопросы: 1) Когда эта вариация возникла и как долго она длится? 2) В каком месте или уровне эта вариация возникает? 3) В каком индивидууме или группе индивидуумов эта вариация проявляется, т.е. в смысле - для кого она возникает?
Если кратко, то вариация всегда является субъектом условий времени, места и личности. Вариация может быть: 1) общая (саманья), или 2) особая (вишеша). Первое - это то, что образует весь класс объектов. В этом случае «корова» - вариативный звук, проявляющийся для всех индивидов. Что касается второго варианта, то, например, слова «gai» или «gabhi» ассоциируются с некими индивидами, а именно бенгальцами. В каждом отдельном индивиде проявляется своя особая вариация. Так, один человек произносит слово «корова» немного иначе, чем другой. Ведь каждый имеет свой способ произношения.
Далее, вариация может быть: 3) произвольная, или 4) непроизвольная. Первая возникает благодаря свободной воле индивида или группы индивидов; вторая - нет. 
Типовые звуки являются постоянными. Однако, во время космического сна (сушупти, suṣupti) они становятся латентными. Общие (саманья) вариации типовых звуков не постоянны в том смысле, в котором таковыми являются сами типы (образцы); они появляются, когда присутствуют условия для их выражения, и исчезают, когда те уходят.
Если мы разделим на пары эти четыре категории, то получим шесть возможных комбинаций: 1) общая и особая вариация, 2) общая и произвольная вариация, 3) общая и непроизвольная вариация, 4) особая и произвольная вариация, 5) особая и непроизвольная вариация, 6) произвольная и непроизвольная вариация. Из них первая и последняя невозможны, так как внутренне противоречивы. Из оставшихся четырех вторая не является постоянной. Постольку общая вариация возникает благодаря свободной воле индивида или группы, она имеет абсолютное начало, ведь если бы она была простым повторением предшествующего космического порядка, тогда это был бы не свободный акт, а предопределенный. Третья комбинация постоянна, но не в такой же степени, что и типовые. Сравнив их со вторыми, мы можем сказать, что они преходящи, хотя и циклично. Типовые звуки тоже проходят через возникновение (sṛṣṭi) и исчезновение (laya), но их циклы гораздо больше. Они постоянны в полном смысле этого слова и в той мере, в которой они приближаются к своему образцу. По тем же причинам, что и вторая комбинация, четвертая не является постоянной. Пятая комбинация непостоянна, поскольку возникает в силу частичного волеизъявления индивидов. Однако, этот вопрос весьма труден, не очень просто распутать клубок противоречий в том месте, где мы его находим. Как провести черту между произвольным и непроизвольным, абсолютной и ограниченной волей? Точно ли космический цикл повторяется или же нет? С практической точки зрения мы, возможно, не сильно ошибемся, если скажем, что 1) общий план и образцовые звуки цикличны и постоянны, и что 2) общие вариации цикличны и постоянны, но в большей степени подчинены условиям, а также, что 3) особые вариации практически непостоянны.
Утверждается, что Веды есть система стандартных и типовых, т.е. природных имен. Но, как уже объяснялось, имя обладает различными значениями. Поэтому в Ведах содержится иная формация природных имен. Имя может быть либо 1) природным, либо 2) общепринятым, т.е. произвольным. Второй вариант мы здесь не будем рассматривать. Природное имя может быть 3) абсолютным, то есть воспринимающимся необусловленно, или же 4) относительным, то есть воспринимающимся при наличии переменчивых условий. Сами Веды как манифестация не относятся к первому варианту. Абсолютное имя слышится только на необусловленном уровне. Поэтому мы можем рассматривать лишь относительное природное имя, которое может быть либо 5) первичным, либо 6) вторичным. Первое есть причинное напряжение, целостная вещь, функционирование, как это приблизительно представляется для относительного уха. Здесь снова две части: 7) элементарные звуки, или буквы (варна) и 8) составные звуки, такие как в биджах и корнях (dhātu).
В «Йога-бхашье», комментарии Вьясы к «Патанджали-даршане» (3, с. 17) сказано следующее: Tatra vagvarṇeṣvarthavatīti. Соответственно этому каждая буква, по сути, есть sarvābhīdhāna- śakti-prachita, то есть обладает силой (шакти) для выражения и обозначения всех объектов (артха). Как говорится в «Вишваса-ра-тантре»: «Того, что нет здесь, - нет нигде» (Yannehāsti na tat kvacit). Буква (варна) - целый космос в миниатюре. Одна буква отличается от другой относительной потенциальностью универсума артха, вовлеченного в это, тогда как сам универсум тот же для обеих букв. Они приступают к обозначению особых объектов благодаря своему упорядоченному (крама) расположению (kramā-nuro'-vhinorthasaṁketenāvacchinnah). Таким образом, их отдельные значения (самкета, saṁketa) возникают не в силу сущностного различия, а благодаря упорядоченному группированию.
В относительном вторичном природном имени особо представлено отражение аспекта функционирования. Имеются особые атрибуты и отношения. Они - 9) могут непосредственно направляться к уху и быть либо 10) самопроизведенными, либо 11) порожденными и вызванными; или же они 12) могут направляться к другим органам чувств, а также состоять 13) из одного слова, комбинации варна, дхату, или 14) из комбинации слов, которые могут быть 15) гармоничными (созвучными), или 16) не гармоничными (не созвучными), но упорядоченными (крамич, kramic).
Данную схему главным образом можно разделить на естественное (природное) и произвольное (общепринятое). Относительно этого заметим, что все имена состоят из элементов звуков, или букв. Но для того, чтобы естественно обозначать объект (артха), буквы не могут выбираться и располагаться произвольно. Для естественного выражения данного объекта, необходимо подобрать и расположить определенные буквы, связанные с этим объектом определенным образом, в определенном порядке (крама). А слово, в котором такого отбора и порядка нет, будет произвольным именем, например, телеграфный код (хотя даже здесь имеется определенный порядок), множество имен собственных, математических символов и т.п. Порядок вайдика-шабда считается неизменным. Чтобы пояснить это наглядно, давайте предположим, что нам нужно выделить определенный объект, например, атом водорода. Для этого необходимо выбрать определенное количество движущихся электронов, упорядоченных определенным образом. От их количества и порядка зависит вид атома. Снова предположим, что мы хотим выделить воду. Для этого необходимо взять два атома водорода и один атом кислорода и расположить их таким образом, чтобы возникла молекула Н2О. Такая логика применима к любой составной материальной субстанции. Буквы находятся в такой же связи с обычными звуками, что и атомы с материальными субстанциями10. Атомы могут быть скомпонованы в молекулы и вещи только при соблюдении определенных пропорций, но не произвольно. И то же самое относится к буквам и природным словам.
Далее, как подтверждает радиоактивность и другие факты, атом — это система движущихся электронов. Он не является абсолютно простым и элементарным. Точно также и то, что мы определяем как буквы, возможно, не являются простейшими и элементарными звуками; однако же для практических целей они всё равно, что атомы для химических процессов. Существует примерно 75 различных атомов, но электроны, которые их образуют, все одного и того же вида. Их количество и взаимное расположение и обуславливает отличие кислорода, водорода, углерода и прочих атомов друг от друга. И точно также гирлянда букв (varṇamālā) может быть сформирована из разновидностей элементарного звука благодаря их соединению в те или иные структуры. Возможно, что этот базовый, или элементарный звук является неограниченным (анахата-дхвани, anāhata-dhvani), и он в результате 10 наложения на него ограничений предстает в виде различных точек (шабда-бинду, śabda-bindu) или же атомов (шабда-параману, śabda-paramāṇu) звука.
Рассматривая некую кривую, скажем круг, мы видим, что его окружность может быть представлена как сумма бесконечного количества мельчайших прямых линий, элементов. Любые ритуальные диаграммы, например сарватобхадрамандала (sarvato-bhadramaṇdala), йаджна (yajna), или хома (homa), могут быть рассмотрены аналогичным образом. То же самое относится и к природному слову, и в случае биджа-мантры ее можно представить в виде диаграммы (янтра, yantra), которая здесь становится диаграммой биджи или причинного напряжения, для которого данная биджа является акустической манифестацией и эквивалентом. И, наконец, электрон - это единица, заряженная электричеством, которая может быть лишь элементом напряжения в пространстве. Такой элемент пространственного напряжения в соответствии с данным определением является парашабда-параману (paraśabda-paramāṇu). Но как слышимое обычным ухом, - это шабда-параману (śabda-paramāṇu). To есть последнее и электрон естественным образом связаны. Поэтому шабда (соединения шабда-параману) и артха (соединения электронов) связаны. Но как беспорядочно собранные электроны никогда не смогут составить физический объект, также и случайно собранные шабда-параману не способны образовать природное имя. Физически, вибрации, представленные в виде букв, могут распадаться на составные вибрации, являющиеся гармоническими движениями. В теореме Фурье весь комплекс гармонических движений может быть разложен на простые гармонические движения. Все обычные буквы представляют собой комплекс гармонических движений, и с физической точки зрения простое гармоническое движение - это шабда-параману. Каждая отдельная вибрация, с точки зрения физиологии, воздействуя на ухо, нервные центры и мозг, производит единичный импульс церебрального возбуждения, единичный нервный импульс; так что первая группа выдает приблизительные природные имена par excellence, тогда как вторая выдает различные уровни приблизительных природных имен. Внутри второй группы 8)-й класс, то есть мантры, представляют собой максимальное приближение к природным именам.
Анализ природного имени должен осуществляться экспериментально, т.е. если есть звук (шабда) - возникает и объект (артха), а если есть объект - возникает звук. В абсолютных природных именах эти отношения устанавливаются сразу. В именах же относительных они устанавливаются по-разному, посредством крамы (krama) и джапы (japa). В конечном смысле вопрос, являются ли Веды системой приблизительных природных имен, есть вопрос фактов (т.е. экспериментальной проверки).
Рассмотрим сделанное Ведами утверждение о том, что санскрит эталонный язык, устойчивая система природных имен, а все остальные языки - только его вариации. До сих пор мы исследовали эту тему с философской точки зрения. Теперь же мы приступаем к рассмотрению исторических и филологических проблем, которые необходимо выделить особо. Многое может быть проявлено с помощью философской теории, и в частности, что отношение между шабда и артха постоянно, что существует определенное шабда, которое является природным именем артха, и этот природный язык является эталонным, а все остальные языки стоят в стороне и оказываются вариациями подлинного образца и т.д. Однако здесь возникает следующий вопрос: принимая во внимание всю эту теорию, является ли ведический язык, то есть язык, на котором Веды представлены и поныне, неизменным и эталонным языком? Ортодоксия утверждает, что это так, и что звук «gauh» - природное имя и эталонное речевое выражение объекта «корова» на все времена. То, что отношение шабда и артха постоянно, и определенные шабда могут быть природными именами объектов, вполне философски допустимо. Но совсем другое дело, когда утверждается, что ведическая речь, как она существует в наши дни, и есть этот язык. Филологи и ис- торики опровергают это, указывая на изменения речи, а также высказывают сомнения относительно ее большей древности по сравнению с другими языками. Они допускают, ссылаясь, например, на библейскую традицию, существование такого универсального языка, но отрицают, что нынешний ведический язык является таковым. Более того, было обнаружено, что даже и в самих Ведах имеются опровергающие это свидетельства. Так, в «Шатапатха-брахмана» утверждается, что первоначальный язык был моносиллабический. Но не будем вдаваться здесь в детали филологического и исторического исследования. Следующий вопрос является основным в философии: «Кто, если таковой был, впервые сказал, что этот звук означает эту вещь?» Согласно индуизму ответ состоит в том, что отношение слова и обозначаемого объекта - постоянная, а не относительная сущность, и что существует система природных имен, какими бы они на самом деле ни были. Из воззрений индуизма относительно ведического языка ясно следует, что та форма, в которой он представлен теперь, и является именно такой системой.

10 Судя по всему, здесь Авалон под отношением атомов к материальной субстанции под последней понимает электроны, протоны и нейтроны, то есть те элементарные компоненты, из которых формируются атомы. Эти компоненты могут рассматриваться как материальная причина атома. Что касается букв, то, как далее пишет Авалон, буквы вполне могут не являться элементарными звуками, а представлять некую структуру из таковых, подобно тому, как атом представляет собой структуру из электронов и т.п. (Прим. ред. пер.) обратно

На главную